Материальная и художественная культура

Древний Шумер был особенно славен, для той эпохи, своими достижениями в области металлургии, керамического производства (еще с середины III тысячелетия до н.э. тан взяли на вооружение гончарный круг), архитектуры и строительства, в котором его мастера начали впервые применять ставшие с тех пор обычными арки и своды.

Следующий расцвет ремесел и художественного творчества Двуречья, оказавших колоссальное влияние на его соседей, связан уже с возвышением в XXIV—XXIII вв. до н.э. семитского государства Аккад. Пройдет примерно столько же времени, и Ассирия явит свету взлет свежих, поразивших современников и нас и широко распространившихся оттуда изобразительных приемов построения рельефа и технологических решений обжига и использования изразцов, изукрашенных поливной полихромной глазурью.

В отличие от мозаичной и перманентно меняющейся политической картины Древней Месопотамии, Египет выделяет раннее зарождение государственности вокруг системы управления, оказавшейся в состоянии довольно быстро и практически навсегда слить в единую державу Верхнее и Нижнее царства. Что касается его искусства, то центральное положение в религиозной системе заупокойного культа привело к тому, что подавляющее большинство известных нам произведений той поры так или иначе связано со сферой представлений о загробном существовании.

Скажем, в архитектуре начальной формой монументальной постройки стала мастаба, прогрессивное усложнение формы которой привело к созданию пирамиды. Чтобы понять сяду совершенного автором последней переворота в строительстве, надо звать, что зодчий и разносторонний мудрец Имхотеп, первым нашедший новую форму, был обожествлен после своей смерти не за что иное, как именно и только за это.