Образ Неба и концепция Поднебесной Империи

Вначале роль высшего божества в китайской идеологии играл Великий бог Шанди — прародитель, заботящийся о благосостоянии своего народа. В нем этнос находил оправдание своего предназначения выстоять в борьбе с враждебными племенами варваров. Такая специфика верховного культа привела к ослаблению религиозного начала в ханьской цивилизации и усилению ее прагматики, проявившейся в абсолютизации почитания предков.

Вэпоху династии Чжоу (XIв. до н.э.) функции Шанди перешли к поклонению Небу и гению правящего дома. Первое в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством. Морально-этический аспект этих представлений нашел свое воплощение в убеждении, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

На него же перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с ваном (верховным правителем), он стал считаться сыном Неба. Соответственно и страна получила в официальном обиходе статус Поднебесной. Со временем он вылился в сохраняющийся с некоторыми модификациями и поныне подлинный культ Вечной Срединной Империи, почитаю-

щейся центром Вселенной, средоточием мудрости, знания и искусства, инкарнацией священной воли Неба.

Закреплению в ханьцах сознания превосходства их культуры немало способствовало то обстоятельство, что многочисленным завоевателям их родины приходилось заимствовать (в частности, ради удобства управления) конфуцианскую административную систему. Таким образом, династии хунну, монголов, маньчжуров уже в следующем, самое позднее, поколении становились чисто китайскими.