Поскольку социальная структура стран» соседних с Китаем, была во многом схожа с его общественной парадигмой, конфуцианство и даосизм довольно быстро и широко распространи-
лись в них, заняв в их идеологическом пространстве существенное место. Специальное внимание среди них стоит вкратце обратить на Японию.
Оригинальной (и официальной) религией этой нации является синтоизм — одна из разновидностей язычества, точнее анимизма. Стержень которого представлен догматом о прямом происхождении императора от богини солнца Аматерасу. Этот догмат значительно упростил восприятие китайского влияния на Японском архипелаге.
Самурайский же дух, помноженный на ханьский империализм, породил местный гегемонизм и культурный нарциссизм. С материка были также заимствованы:
семейное устройство общества вообще и компаний в частности;
представление о человеческом организме как микромодели
Космоса (и наоборот); созерцание Истины; уважение к детям;
поклонение природному совершенству, заставляющее жестких предпринимателей всецело забываться, например, перед веткой цветущей сакуры.
А отношение к инородцам как к варварам произвело на свет традицию тратиться на увеселение бизнес-партнера, словно неразумного ребенка даже тогда, когда на его предложение предполагается дать отрицательный ответ.