Общественная функция кастовой структуры

В системе ценностей индуизма большое значение имеет догмат оварнах (кастах), каждая из которых воплощает определенные культурные ценности. Прожитая жизнь оценивается на основании того, насколько она была нравственна и благочестива. Например, брахман олицетворяет премудрость и святость. Вторыми по ранжиру идут кшатрии (правители). Обладание же богатством дает небольшие права на истинный почет, ибо ко-

вечная цель жизни требует не накопления сокровищ, а освобождения от власти кармы.

Кастовая модель не ориентирует личность на групповую активность, силовую борьбу или персональный протест ради улучшения своей доли. Ведь как можно спорить с судьбой? Она делает акцент на нравственном возвышении как залоге оптимизации статуса индивида через систему духовного восхождения в череде перерождений.

Для индуиста бессмысленны призывы к равенству либо социальной гармонии. Он и его община так же враждебны им, как и чужды насилию, проявлениям коллективного недовольства, бунту. Приоритет, отдаваемый религиозно-моральной стороне поведения, нацеливает члена общества на согласие с его организацией и нормами, самим собой и природой.

Тем самым, кастовый строй нельзя оценивать по шкале внешних по отношению к нему критериев, ибо он по-своему исполняет важнейшую балансирующую роль внутри следующего ему народа — примиряя людей с данной им реальностью и стимулируя индивидуальный духовный рост каждого из них.

Одновременно здесь не культивируются ни афиширование лояльности власти, ни общественная солидарность, ни политическая деятельность. Зато благодаря Махатме (Учителю) Ганди Индия подарила всем технологию ненасильственного гражданского неповиновения, успешно и широко используемую теперь за ее пределами.