Значение религии в истории еврейского народа

Моисей не дал возглавлявшемуся им союзу семей никакой политической организации. В его учении полностью отсутствовали предписания относительно светской власти. Не было в нем и определенного раз и навсегда общего для всех культового центра. Выработанная им система управления обществом зиждилась на Завете с Богом и исповедальном единении. При нем Бог говорил через своего провидца, а с Патриархами общался и вовсе напрямую.

Поскольку идеи религиозности и национальной независимости изначально были тесно переплетены в сознании жителей Израиля, постольку первой формой его общественного устройства, проявившейся в эпоху Судей, стала теократия — в смысле подлинного Боговластия, где человек должен активно участвовать в осуществлении Божественного Плана. При теократии религия (и с тех пор с определенными коррективами это сохраняется до наших дней) выступает в качестве непосредственного практического руководства.

Характеристики повторяющихся циклов того периода в целом таковы. Ослабление уз веры приводило к утрате коленами израилевыми государственной независимости. В дни крайнего бедствия в стране появлялись духовидцы, обличающие народ в отступничестве и в их статусе назиреев (посвященных Богу) и следовании крайнему самоограничению чем-то напоминающие монахов. После покаяния Господь, будучи избавителем своего народа, посылал иудеям Боговдохновенного спасительного вождя.