Закон и талмудическое право

Суть Закона, врученного Моисею в скрижалях, есть требование исповедания монотеизма и соблюдения нравственного поведения. Его адаптации к вновь открывающимся обстоятельствам посвящено все позднейшее, развиваемое и поныне, религиозное право Талмуда, которое одно дает реальный, без всяких оговорок, образец живого права (living low).

Одной из ярчайших особенностей раннего иудаизма является отсутствие учения о посмертном воздаянии: ни Ягвист, ви ближайшие к нему мудрецы и пророки ничего не говорят о нем. Вообще Ветхий Завет невероятно мало и неясно знает о «посмер-тии». Личность, конечно, не исчезает совсем. Но она ведет жизнь (напоминающую существование душ в Аиде эллинов) в подземной области — Шеоле. Там она отлучена от близких, погружена в непроглядный мрак и полусон, объята мертвенным покоем.

Следовательно, истина бессмертия не сразу была открыта израильтянам. Первые ростки знания о нем появляются лишь после второго вавилонского плена. А вера в посмертное воздаяние и грядущее воскресение мертвых — только в последние столетия перед Рождеством Христовым.

Бог определил евреям другое — утверждать страстное требование справедливости здесь и сейчас, в посюсторонней жизни. Этот императив морального поведения (пока жив, без ссылки на загробное существование) есть фундаментальный вклад евреев в мировую правовую культуру, не вполне оцененный по достоинству до сих пор.

Направления, существующие в нынешнем иудаизме, иногда неверно называют конфессиями. Это, скорее, деноминации, ибо все они, даже самые модернистские, сохраняют полный набор фундаментальных религиозных догматов (монотеизм, этику, избранничество и т.д.). А различия между ними относятся к некоторым богослужебным и вообще обрядовым нюансам и строгостям.