Картина мира

В центре исламской культуры, естественно, находятся проблемы космогонии и устройства Вселенной, происхождения и места в ней смертного, предопределения, свободы воли и пр. В ней постулируется, что весь мир обязан своим существованием желанию Аллаха. Он же дает жизнеобеспечение своим последователям, никогда не оставляет их в беде и вообще заботится о людях. Например, он создал для них небесные светила, чтобы они находили по ним путь домой.

Бог сотворил человека после ангелов и джиннов, но поставил его выше не только природы, но и над ними, поскольку, сообщив человеку важнейшую частицу себя самого, он сохранил за ним самостоятельность, тогда как ангелы — всего лишь его собственная эманация.

В Коране данная история излагается следующим образом. Вылепив из глины фигуру Адама, Аллах обсудил с ангелами свое

произведение, предупредив их, что, когда он вдунет в человека от своего духа, им следует поклониться ему. Ангелы пали перед Адамом ниц — все, кроме Иблиса. Он — первый, кто оказался неверным и был изгнан за свою гордыню от лица всеобщего повелителя.

На радость Адаму Бог создал ему жену Хаву и определил обоим счастливую жизнь. В исламе версия их Грехопадения несколько отличается от иудейской и христианской. Здесь так же считается, что в результате происков ревнующего их Иблиса они вкусили от Древа Бога. Однако таковых в Раю оказывается одно (Древо Вечности), а не два. Впрочем, на содержательном плане эта разница не слишком отражается, ибо в восточной парадигме добро и зло расставляются на свои места именно вечностью. Таким образом, этический смысл рассказа остается тождественным Ветхозаветному.

С тех пор как перволюди были изгнаны от Аллаха, их путь к радостной жизни стал невыносимо труден, что тоже совпадает с общеавраамическим мотивом. Кроме того, согласно классической догме Корана, человек полностью находится в воле и власти Всевышнего, который не слышит порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными страстями.

На человеческом уровне структуру мироздания призваны поддерживать строго регламентированная обрядность и сугубо религиозное рвение правоверных. Каждый из них видит себя не более, чем песчинкой по сравнению со всемогущим Господом, и любой является воином ислама.

Обязательное моление, свидетельствующее о полном подчинении высшему императиву, надо совершать пять раз в сутки: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Оно должно быть коротким, но глубоким по смыслу. Произнося его, следует сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на нем.

Есть и другие молитвы: Ауа содержит какую-либо конкретную просьбу; Маулид — благодарственная или поминальная; ночные во время месячного поста рамадан (рамазан), которому

отводится особая роль, поскольку на протяжении него верующий концентрируется на виртуальном или реальном (во время хаджа) воспроизведении в своем сознании пути Пророка к просветлению. В течение рамадана в дневное время нельзя ни есть, им пить, ни прикасаться к женщине. Запреты снимаются в ночное время.