Вероучение ислама

Культ Аллаха включает преклонение перед ним как Всемогущим, Предвечным, Всемилостивейшим и Милосердным, Единым Богом. Люди должны быть привержены и послушны ему, не имеющему себе равных. Он будет судить их последним судом, по результатам которого верным предопределен Рай.

Осуждение гордыни содержится в истории Иблиса — единственного среди ангелов отказавшегося поклониться Богодух-новенному человеку. За это он был повержен и обращен в шайтана (сатану). Однако Господь вынужден считаться с ним, строящим с тех пор людям козни, и опираться на преданных себе ангелов — Джабраила, Михаила, Исрафила и Азраила, добросовестно исполняющих его приказания.

Пророк Ибрахим (аналог Патриарха Авраама) поборол нечистого в долине Мина близ Мекки. Его победа воспроизводится в эпизоде хаджа, когда паломники, дабы истребить свою греховность, возносясь душою к праотцу, имитируют его подвиг, ритуально побивая камнями гранитный столб, символизирующий оппонента Бога. Светила, которыми Аллах украсил низшее из семи небес, также служат для его отражения.

Кроме того, на необитаемом острове посреди океана, охраняемый джиннами, прикован цепями к скале чудовище Даджжал. Перед концом времен он установит на земле свою жестокую деспотию. Он будет побежден спустившимся с четвертого неба Исой ибн Мариам, который восстановит чистоту и силу ислама. Здесь трудно не заметить перекличку с Царством Антихриста и Вторым Пришествием Иисуса Христа.

Аллах опустил с небес на землю лестницу (она являлась во сне и Иакову). По ней ангелы и духи восходят к нему в течение дня, который продолжается у него пятьдесят тысяч лет. Она существует только для передвижения небожителей, люди и шайтан к ней не допущены.

К смертным обращаются лишь посланники Аллаха — мессии (махди). Они появляются, чтобы исправить извратившееся положение вещей и восстановить справедливость на земле. Но ситуация от одной эпохи к другой признается все ухудшающейся. Поэтому идея мессианства и дополняется в исламском богословии эсхатологией, т.е. учением о конце света.

В IX в. зародилось представление, что в момент похорон мусульманина к нему приближаются два ангела — спрашивающий и истязатель. От того, как усопший ответит на предложенные вопросы, будет складываться его наказание. Для помощи ему во время этого «допроса», а его душе — для быстрейшего освобождения от земных пут, на кладбище, после ухода провожающих, стал оставаться мулла.

Шииты почитают также своих древних имамов, которых было двенадцать. Последний из них, Мохаммед аль-Махди, его называют еще Мунтазаром (ожидаемым), таинственно исчез, будучи, по разным версиям, шести или девяти лет от роду. Они верят, что он вернется и восстановит на земле справедливость (сравним догмат о Мессии и Царстве Божием на земле у иудеев и христиан).