Система мусульманских ценностей

Верхнюю позицию в ее шкале безраздельно занимает Аллах. Его вес для верующего абсолютен. Однако с тех пор как Адам и Хава нарушили его запрет, в жизни человека он не воплощается, но остается для него чем-то внешним, лежащим за пределами личного опыта.

Исправлению возникшей из-за Грехопадения ситуации и укреплению веры служат молитвы и пост. Поэтому его правила

предписывают сугубую нравственную воздержанность. Во время поста особенно предосудительно браниться, говорить неправду, оскорблять духовных лиц и т.д. Самые же строгие предписания воздержания распространяются на священный месяц рамадан (рамазан), в течение которого каждый мусульманин обязан, хотя бы раз в жизни, совершить паломничество в Мекку (хадж).

Земная жизнь мыслится верным только игрой и забавой. Главное ожидает их в грядущем бытии. Оно же лучше для тех, кто богобоязненны, т.е. следуют всем этическим нормам, которые, в целом, в авраамической традиции идентичны.

Важнейшую роль в мусульманском образе жизни и мышлении (поскольку ислам требует от своих последователей специальной справедливости и помощи в отношении неимущих и нуждающихся) играет налог в их пользу («закят», буквально — «очищение»). Он символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных. Мусульманин не может уклониться от него, а также от участия в Священной войне против неверных (джихаде) и содействия умме своим имуществом.

Цитированная нами в начале книги арабская мудрость об отказе от борьбы с более сильным врагом имеет и еще один, не менее важный, чем названный прежде, подтекст. В каждом жестко иерархическом социуме (а восточные государства изначально складывались по такой модели и во многом, в отличие от Запада, сохранили ее в нетронутом виде) любая внутренняя борьба приводит только к тотальному кровопролитию, не меняя сути положения вещей.

Отсюда другая максима — «Не дай тебе Аллах жить в эпоху перемен», которая имеет силу только для традиционного восточного общества (а никак не для России, хотя часть так называемых «патриотов» нам это активно навязывает). Ведь сменить несправедливого монарха и обеспечить собственную безопасность новому правителю, не вырезав все окружение предыдущего, включая семьи его приближенных, в подобных условиях невозможно. Тем самым, победитель, независимо от личных качеств, обречен рано или поздно стать, в свою очередь, тираном.

А для большинства подданных все возвращается на круги своя, но после кошмара.

Из этого вытекают еще два, вполне прагматичных, если угодно, «западных», смысла первой поговорки: 1) не надо ввязываться в конфликт, ведущий к неэффективной растрате сил (вроде польско-украинского присловья «Паны дерутся — у холопов чубы трещат»); 2) заботясь о бессмертии души, не стоит уподобляться злодею, ибо, одолевая его, ты получаешь в наследство и самые отвратительные его качества.