Ислам и политика

Ислам, даже по сравнению с иудаизмом, наиболее «светская» в авраамической традиции религия. Он весь обращен к повседневным — персональным и общественным — вопросам. В частности, он содержит ясные указания о том, как сторонникам Пророка следует строить отношения с внешним миром на межобщинном и межгосударственном уровнях.

В исламе столь же изначально сформировалось четкое представление о власти и политической организации уммы. Он стал идеальной основой для централизованного государства и веде-ния военных действий против иноверцев. Вместе со своей рели-

гией арабы несли покоренным ими народам определенное политическое устройство.

Поскольку легитимное право на верховную политическую власть, в соответствии с догматами ислама, дает только религиозная святость, впервые ее проблему обнажила уже смерть Мухаммеда. Пока он был жив, никто не сомневался, что власть может принадлежать только ему. Существовало и общее понимание перехода харизмы на его прямых наследников. Но их, в свою очередь, было немало.

В результате в VII в. н.э. сплотившаяся вокруг Али (племянника Мухаммеда) партия шиитов восстала против Османа, который был убит, и провозгласила халифом своего кандидата. Так было положено начало имамату, в соответствии с концепцией которого общество должен возглавлять представитель Пророка, ибо только родство с ним дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост. Но в ходе дальнейшей борьбы халифат одержал верх над имаматом.

Таким образом, «политический ислам» есть его естественное состояние. И сейчас, хотя в мире нет ни одного государства, чья внутренняя и внешняя политика целиком регулировались Кораном и шариатом, он продолжает оставаться весьма эффективным инструментом мобилизации людей.

В сторону «национальной альтернативы», кроме целенаправленной активности наследников концепции салайфийи (которых правильнее называть не фундаменталистами, но экстремистами), пропагандирующих возврат к «истинному исламу», подталкивает многое: трудности мусульманских обществ и нередкая несостоятельность их мирских правительств; разворачивающиеся на планете конфликты, в том числе религиозные; деятельность исламских организаций, миражи возможности построения исламского государства, культивируемые рядом квазирелигиозных режимов, эксплуатирующих мифологию собственной стабильности; незавершенность в исламском мире модернизационных процессов.

Как следствие, даже секуляризированные представители элит мусульманских стран вынуждены перехватывать лозунги у

мия, география, химия и медицина были бы невозможны без их трудов, продолжающих древневосточные и греко-римские исследования.

Арабы разработали многие применяемые и теперь во врачебной практике снадобья, яды и прочие химические составы. Они изобрели сталь, легкий доспех и вооружение, мыло и современную парфюмерию, вознесли на невиданные вершины производство изразцов и многих тканей, работу по металлу, камню, дереву, драгоценностям и инкрустации, коневодство и технику боя, транслировали нам полученные от Рима системы вентиляции, центрального отопления и канализации.

Архитектура, художественная литература и искусство сарацин наложили неизгладимый отпечаток на соответствующие навыки европейского Средневековья, Возрождения, Нового и новейшего времени. Современные строители, не ведая того, пользуются немалым количеством открытых ими приемов.

Вообще высокомерное отношение Запада к «сонному» Востоку имеет под собой мало оснований, а иногда оборачивается примитивной завистью к своим учителям особенно теперь, когда выходцы из мусульманских стран занимают все более значительные позиции в его университетских и промышленных лабораториях.