Ценностные ориентации

Христианство, как и его сестры по авраамизму, есть религия о правильной жизни человека, о смысле его бытия, о долге и чести... Этические заповеди христианства обращены прежде всего к личной совести. Она рассматривается как важнейшее достоинство нравственного сознания и всей духовней полноты и целостности человеческой личности. Их сущность сформулирована в Нагорной проповеди» и, что важно, впервые в истории в позитивной {как надо поступать), а не запретительной (как не следует делать) парадигме. Да и ритуал имеет моральную направленность.

Поскольку Бог, базовая ценность, есть Любовь к индивиду и всем народам, признающим и почитающим его, постольку из множества предписаний главными являются любовь к Богу и ближнему своему. В ней видится необходимое условие спасения, являющегося целью земной жизни.

Достигается же оно непрерывным духовным совершенствованием, т.е. аскетическим подвигом. Последний выражается в борьбе со страстями и победе над ними, которая составляет необходимую обязанность и основную задачу пути человека на этом свете. Тем самым религиозная аскеза, вопреки известным отклонениям на практике и распространенным оттого заблуждениям, не есть истязание или страдание, но только и исключительно испытание, тренировка (от греч. άσκέω — «тренироваться, соревноваться») духовных сил в борьбе личности со злом в самой себе.

Христиане довольно быстро (мозаики с Иисусом появились уже через несколько веков, за ними вскоре последовали изображения Бога Отца и святых, в том числе в живописи и скульптуре, отчего, в частности, иудеи и считают Христову веру не вполне последовательным монотеизмом) перенесли правило «не сотвори себе кумира» в идеальную область.

В рамках западного агностицизма считается, что Бог непознаваем никоим образом. К его постижению можно подниматься лишь шаг за шагом, наподобие движения по лестнице, не имея шанса когда бы то ни было достичь вершины. Отсюда в католицизме, а потом в лютеранстве и кальвинизме развивается сугубый рационализм, легший в основу современной позитивной науки и практицизма.

Восточная (а до разделения — и единая, откуда происходит и оригинальная мистика католичества) Церковь, наоборот, придерживается мнения о принципиальной познаваемости Господа — именно с помощью апофатической техники, иначе говоря, путем мистического воссоединения индивидуальной души с Абсолютным Духом через молитвенный подвиг.

Так же смотрят на дело и позднейшие течения в протестантстве, что совсем не мешает прагматизму их последователей (так

же как армяно-григориан или православных болгар, сербов и староверов). В свою очередь, это объясняет, почему адвентисты, пятидесятники и им подобные проповедники оказываются успешными конкурентами русского православия в нашей стране, и доказывает бесперспективность борьбы с ними административными, а не миссионерскими методами.