Средневековье; Византия и Запад

Византийская культура продолжала греко-римскую цивилизацию, сложившуюся в эпоху Римской империи, особенно Домината. Термин «Византия» сравнительно недавнего, научного, происхождения. Сами же ее жители называли себя римлянами, ромеями по-гречески, а столицу, Константинополь, — Вторым Римом. Материальная сфера Византии развивалась на основе античных традиций, что особенно ярко проявилось в приемах градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства, общественной и обеспечивающей инфраструктуры.

С Западом Византию объединяли также жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, оживленное развитие большого числа городов и отсутствие четкого сословного деления социума. Одновременно здесь прослеживается сильное восточное, в частности персидское, влияние.

Но культура Византии не была простым смешением разнородных элементов. Она первая создала в полном смысле слова христианскую культуру. Роль религии и Церкви, с явным уклоном в спиритуализм, всегда была в ней очень значительна. Здесь, прежде чем где-либо, христианское учение поднялось на уровень подлинной теории.

Все Отцы Церкви, равно почитаемые католиками, протестантами и православными, происходили из Восточной Римской империи и ее наследницы Византии. Огромную роль в систематизации патристики (Свято-отеческого учения) сыграл несший здесь же свое служение Иоанн Дамаскин, который ее и завершил. Позднейшая теология всех конфессий, в той или иной степени, опирается на его работу. Он создал также систему церковных песнопений. Еще ранее Иоанн Хризостом, или Златоуст, явился автором панегириков и псалмов, которым было суждено сыграть эталонную роль для всей христианской литературы.

Восприятие Византией античного наследия наложила свой оригинальный отпечаток на эволюцию западноевропейского творчества. Ей принадлежат базилика и крестово-купольная форма в культовой архитектуре, акцент на организацию внутреннего пространства церковного здания, активное использование для украшения храма мозаик, витражей и живописи. Эти нововведения (из памятников принадлежавших ей одно время Равенны и Венеции) ушли далеко за пределы Византии.

Ранее мы уже упомянули о том, что многие корни ревности и предубеждения Запада по отношению к России кроются в его родовых комплексах по поводу давнего тесного взаимодействия Руси с Византией, имевшей куда больше прав на римское политическое наследие, чем тонувшие в бесконечных склоках мелкие, во ее масштабам, франкские короли и их преемники. Только что картина была дополнена культурным фактором.

Что же касается квазиидеологических расхождений, то раскол между Западной и Восточной Церквами произошел по абсолютно мирским, даже меркантильным, основаниям. С эпохи Апостолов в христианском мире существовала Пентархия — высшее сообщество духовных лидеров, состоящее из предстоятелей Церкви в Иерусалиме, Александрии, Антиохии, Константинополе и Риме. Папа здесь оказывался одним из пяти, но далеко не самым главным, ибо старшинство учитывалось по первенству принесения и принятия Христовой проповеди. Запад откололся от Востока в тот момент, когда был богаче и многочисленнее по приходам, но, в силу традиции, не мог быть признан «начальником» над остальными. Были, конечно, и догматические прения, но не столь весомые. Положение, с небольшими нюансами, сохранилось поныне.