Этика и прагматика

Важнейшей чертой христианской морали является ее активный характер. Она ориентирует на преобразование, улучшение сначала отдельного человека, а затем и окружающего его социума.

Что касается оценки зажиточности, то лишь некоторым (и только раннехристианским) общинам были присущи как крайне негативное отношение к богатству вообще, так и исключительная приверженность принципам общности всего имущества в частности. Вопреки популярным до сих пор измышлениям, крайние трактовки слов Иисуса «не хлебом единым» продержались не так долго. Более того, произнося их, сам Спаситель вовсе не принижал стремление людей к обретению достатка. Не отрицая, по сути, важности мирского благополучия, о чем свидетельствует немало и иных его призывов, он специально обращал внимание исключительно на то, что его недостаточно для полноценного бытия личности.

Иначе Бог не стал бы выражаться столь витиевато. В Евангелиях достаточно примеров его прямолинейности там, где он хотел, чтобы его понимали однозначно. Полностью же лояльное отношение к материальной состоятельности и частной собственности начало формироваться еще в проповеди Апостола Павла, а окончательно его закрепили Вселенские Соборы IV— VIII вв. Церковь тогда еще была едина. И выработанные ими канонические правила обязательны для всех верующих во Христа.