Исторические корни глобализации

В идеальной сфере ее предвосхищает сама проповедь Мессии. Ведь благодаря его приходу люди получили универсальную религию, отвергающей монополию Храмового жречества на понимание природы истинного Бога. Христианству же, оформившемуся после миссионерского и просветительского подвига Апостола Павла, присущи следующие важнейшие мировоззренческие постулаты.

Ученики Иисуса призваны обращать в свою веру народы, не деля их по ранжиру. Вероисповедная связь объединяет всех его последователей, вне зависимости от их этнической, языковой, культурной, политической и социальной принадлежности. Идя дальше, Блаженный Августин, наш общий Отец Церкви, живший в IV—V вв. н.э., писал, что христиане ни в коем случае не должны отвергать что бы то ни было хорошее только потому, что оно было раньше установлено другими. Продолжать хорошие обычаи, утверждал он, — значит вернуть их истинному владельцу, Богу.

Глобализация есть всего лишь очередной этап развернувшегося еще со времен неолитической революции процесса транснационализации наиболее эволюционно продуктивных достижений, вне зависимости от места их возникновения. Его предыдущими крупными этапами были эллинизм и Римская империя, Великие географические открытия и колониализм с неоколониализмом. Обмен позитивными и негативными проявлениями процесса транснационализации тоже всегда шел в его рамках в обоих направлениях. Достаточно вспомнить, например, о пленении римского общества восточными культами или о приходе пороха из Китая.

Нынешняя стадия отличается от предыдущих лишь ее ускоренным протеканием, психологическим уплотнением пространства и времени и невиданными ранее средствами доставки. Странно, что американцы, «получив» страшное 11 сентября

2001 г., впервые увидели глобализм как «улицу с двусторонним движением».