Особенности русского православия

Наконец, Россия получила от Византии религию, символы и атрибуты власти, доктрину «симфонии» церковного и светского руководства. Все это стало прочной основой объединения отдельных племен и их слияния в один народ и культуру. Как известно, гуманизм Восточной Церкви лежит в фундаменте Западной. И здесь мы нераздельны.

Нашей феноменологии (φαινόμενον — «явление» по-гречески) присуща вера в постижение Бота через состояние молитвенного откровения, разом дарующего осознание Высшей, Божественной Истины во всей ее полноте. Ясно, что такая доктрина пронизала все пласты русской культуры. В этом велика роль авторитета церковных иерархов, неоднократно игравших позитивную судьбоносную роль в отечественной истории на протяжении многих столетий.

Святители Кирилл и Мефодий принесли на Русь также мысль о единстве человечества и ответственности любой страны и каждого народа за просвещение отсталых этносов и порядок на Земле в целом. Благодаря им взгляд на русскую историю как часть мировой и чувство ответственности за весь мир, вылившееся позднее в идеологему «Москва — Третий Рим», стали отличительной чертой русской литературы уже с самых древних ее шагов.

Вместе с тем указанная доктрина утверждает, что только Россия является мировым центром христианства, из чего следует ее особая культурная миссия, заключающаяся в том, что наша страна призвана отстоять веру в борьбе с исламом и распространить православие на весь мир. Данная ее компонента резко обострила отношения православия и католицизма и продолжает отравлять их до сих пор.