Расизму противоположенкосмополитизм иликультурный универсализм. Это «правило Гомера»: у легендарного автора

«Илиады» и «Одиссеи» все народы выступают на равных. Реальность общемировой культуры признавали уже Ж Ж. Руссо,И. Кант, И.В. Гёте. Последний ставил ее выше национальной.

Гигант русской философии Владимир Соловьев называл «соборностью» процесс постепенного объединения, «собирания» воедино разъединенных национальных («локальных» как промежуточного этапа к мировой) культур. И отводил в нем решающую роль христианству. На дилемму «Запад-Восток» в версии Р.Киплинга («вместе им не сойтись»), заимствованную впоследствии К.Г. Юнгом, Соловьев отвечал: они сольются в единую мировую цивилизацию, завершив реализацию соборности. Таким образом, его позицию можно считать предтечей современной теории глобализации.

Мировую цивилизацию и культуру плодотворно не противопоставлять, но находить в них взаимодополняющие элементы. Основу первой в нынешнем виде составляют наука, техника, технологии: налицо ускоренное становление ее планетарного измерения. Нет национальной математики и электроники, они универсальны. И они определяют лицо объединяющей землян цивилизации.

Мировая культура — иное дело. Ее золотой фонд представляет собой сумму лучших достижений национальных культур. Сейчас, правда, происходят их некоторые нивелировка, усреднение, приведение их по многим параметрам к единообразию. Но, вне зависимости от данного процесса, каждая из них остается национальной в своей основе. Да и в наступившем этапе гомогенизации надо видеть предтечу трансформации в грядущую на новом витке и иной основе диверсификацию. Это как прилив и отлив: на протяжении истории человечества уже несколько раз случалось так, что примитивизация и стандартизация (на переходе от неолита к бронзовому веку, от микенской к классической Греции, от античности к Возрождению...) рождали качественно более высокое разнообразие. Вопрос во времени: раньше подобный оборот занимал столетия и даже тысячелетия, теперь он должен идти быстрее, — все ускоряется.