Русское искусство

После падения Византии Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Уже в XV столетии в Москве работают сразу несколько итальянских архитекторов.

А в XVII в. — веке общего усиления светского и рационального начал, секуляризации и обмирщения — в столице под тем же влиянием возникает и приобретает огромную популярность стиль, именуемый в искусствоведении, по имени его протагонистов («застрельщиков»), «нарышкинским барокко». В XVIII в. появляются новые отрасли знания, светская живопись, садово-парковая архитектура, в строительстве утверждаются европейские стили и впервые (при возведении Санкт-Петербурга) применяются регулярная планировка и ансамблевый метод застройки.

В XIX в. русская культура буквально врывается в Европу, становится для нее откровением и потрясением, быстро занимает одно из самых высоких положений в мире. Это относится к самым разным отраслям творчества: музыке, литературе, науке, философии, изобретательству, инженерному делу...

В начале XX в. колоссальное влияние на литературу и изобразительное искусство оказали взгляды русского философа B.C. Соловьева (1853—1900). Следуя ему, символисты придавали искусству ключевое этическое значение. Поскольку понимали его как жизнетворчество. И в таком качестве, естественно (см. начало книги), приравнивали его к мифологии, которая ста-

новится религией и преобразует общество. Соответственно у них нашлось место и мистическому пониманию соборности. Еще одно мощное, во многом противоположное символизму течение эпохи — «мирискусники», открыто декларировавшее самоценность и самополезность искусства, тем не менее, тоже делало акцент на всеобъемлющем синтезе искусств — именно ради служения красоте. Важнейшим производным второго художественного движения стала борьба за свободу творческой личности. В своей совокупности оба направления внесли определяющий вклад в отечественную и европейскую жизнь XX столетия.