Этический практикум: Привнесение осознанности в учебную практику

Взаимодействие индивида с социумом есть процесс постоянного отказа от тех или иных личных притрастий и представлений в пользу общего, то есть процесс отказа от своего близкого, но ограниченного условностями времени и места. Предельное значение отказа «от себя» конкретизируется понятием смерти в случае достижения цели ценой своей жизни во время военных действий и экстремальных ситуаций. Для решения незначительных, но проблемных ситуаций социального взаимодействия и для осуществления эффективных действий в чрезвычайных ситуациях необходима та же самая добродель мужество. Эту этическую (практическую) добродетель отличает, согласно Плотину, от аскетической добродетели бесстрашия наличие страха. Бесстрашие как разновидность правильного отношения к смерти (то есть к предельным ситуациям и предельным значениям) – качество мышления, видящего общее в контексте целого в каждой конктретной ситуации и в любой момент времени. Научный метод составления «как можно более полных перечней» – запускает механизм формирования правильного отношения к смерти.

Как уже было отмечено, Эпикур даёт логическое решение, подчёркивающее разномоментность понятия «жизни» и «смерти». Пифагор, относивший зло к беспредельному, а благо – к определённому, относит проблему смерти не к проблеме личного «небытия» или «отсутствия личного бытия», а включает её в концепцию перерождений (метампсихоза), создавая тем самым ситуацию определённости, то есть блага. Древние и современные индусы мыслят отдельно взятую жизнь в контексте колеса пререрождений (колеса Сансары). Лаоцзы опредеделяет проблему смерти как проблему личного эгоизма и самости, расстворение которых дарует человеку бессмертие.

Для рационального сознания «малая» смерть как прекращение мыслительной деятельности наступает каждый раз, когда по причине страха, незнания, чрезмерных эмоций и удовольствий, продолжая осуществлять физиологические функции, человек перестаёт отвечать своему назначению – перестаёт мыслить. Что может быть хуже, чем ощущение, что мысль никуда не движется, а если движется (как белка в колесе), то это движение не приводит к качественным изменениям внутри и вовне, имеющим положительный и необратимый характер. Обратимый и качественно неопределённый характер на языке этики имеют дела беспринципные (наихудший вид зла, согласно И. Д. Скотту).

1. Способны ли Вы следить за ходом учебного процесса выполняя частные действия, доставая что-то из сумки, сообщая кому-то какую-то новость, занимая место, если Вы опоздали.

2. Известному режесёру Роману Виктюку принадлежит высказывание «Передвигание стула – это всё», произнесённое по поводу бездумного отношения к данному предмету интерьера со стороны одного актёра во время репетиции. Понаблюдайте, как шумно студенты занимают места в начале и «срываются» в конце занятия. Соразмерьте свои действия с теснотой аудиторных помещений, временем и приоритетом коллективного действия над частными действиями, попробуйте найти такой способ занять своё место, отодвинуть и задвинуть стул так, чтобы не видящий Вас по произведённому звуку мог понять, что Вы владеете собой в полной мере.

3. Понаблюдайте, как меняется интонация Ваших собеседников и Ваша собственная, когда называются явления действительности далёкие от совершенства (преступность, болезни, смерть, курение, реклама и др.). Проконтролируйте наличие в Вашей речи на учебном занятии, как минимум, пяти информационных уровней. По тому, как Вы произносите только одно или несколько слов, должно быть слышно, что:

а) Вы (или все) понимаете важность данной темы;

б) Вы заинтересованы в результатах обсуждения;

в) Вы прилагаете усилия для совместного направления дискуссии;

г) Вы цените тех людей, с которыми Вы в данный момент общаетесь;

д) Вы цените сам момент общения.

Первые признаки приближения к выразительной речи, позволяющие вместить все эти аспекты, – отсутствие поспешности, осмысленность и учёт конкретного момента времени и конкретного собеседника (собеседников).

4. Установите для начала вербального взаимодействия при получении, например, какого-либо вопроса интервал, измеряемый 1–3 сек., и для мыслительной реакции на этот вопрос на порядок выше (быстрее) – 0.1–0.3 сек. Первым признаком того, что мышление «включилось в действие», будет действие самоконтроля, исключающее произнесение нечленораздельных звуков, частиц «ну» и «как бы». О неэффективной (медленной) работе мышления свидетельствуют также дёргание ногой, особенно часто встречаемое у молодых людей, и совершение ненеобходимых механических действий кручения, перекладывания ручек и других предметов. Будучи призваны стимулировать с помощью мелкой моторики активность мозга, эти действия начинают замещать её.

5. Проконтролируйте, что делая на занятии сообщение и концентрируя внимание на излагаемом содержании, Вы не забываете об истинном адресате, которым является не преподаватель, оценивающий Вашу деятельность, а студены, к которым Вы обращаетесь. Ваше сообщение – разновидность общения (общение есть ценность): посредством своего сообщения и своим вниманием Вы спасаете их от скуки, утомления и усталости.

6. Следите за тем, что проявляете свободу выбора даже при подготовленном и отработанном тексте сообщения, сокращая в одних местах и давая спонтанные комментарии – в других, меняя форму изложения мысли (лицо, число) и используя непосредственное обращение, консолидирующее внимание аудитории: «Нам, как будущим психологам, следует знать, что…». Избегайте однообразных фраз (например, вместо «Я считаю, что…» – «Думаю, Вы согласитесь, что…») и усечённых фраз (например: «то, что…»).

7. Оцените ситуацию, имеющую место на момент начала Вашего сообщения (выступления), вспомните, что уже было сказано сегодня, что прозвучало ранее, что в рассматриваемом отношении может быть на сегодняшний момент актуально для всей страны, города и т. д., и двумя предложениями впишите Ваше сообщение в контекст, актуальный на данную минуту. Если Вы заканчиваете череду выступлений, то не забудьте четырьмя-пятью предложениями подвести общий итог, консолидировав разнородную информацию.

8. Чтобы в наших представлениях в результате размышления или обсуждения произошло необратимое положительное изменение, найдём гегелевской тридаде «тезис-антитезис-синтез» (а, b, c) три применения, соединяемых причинно-следственной связью, согласно которой третий элемент одной триады тождествен первому элементу следующей триады:

 

- применение 1 (А: тезис1, антитезис1, синтез1) состоит в суждении / умозаключении: предложения 1–3;

- применение 2 (В: синтез1=тезис2, антитезис2, синтез2) – в соотнесении с практикой: предложения 3–5;

- применение 3 (С: синтез2=тезис3, антитезис3, синтез3) – в реализации / применении: предложения 5–7.

В качестве тезиса может выступать любое уточнение, в том числе, эмоциональная реакция или же высказывание об отсутствии информации по данному вопросу, знаний и опыта. Антитезисом по отношению к субъективной (частной) реакции в первом предложении становится объективный характер второго предложения, производимого с опорой «на общее» и все имеющиеся знания. По отношению к первому предложению, в котором даётся общее суждение, антитезис второго состоит в детализации общего суждения.

От шести исследовательских шагов методического сомнения, применявшегося Рене Декартом ко всем видам знания, данную последовательность из семи шагов отличает наличие порядкового номера у начального тезиса, поэтому первый шаг Декарта приходится на второе предложение нашего размышления и состоит в обосновании процедур сомнения. Синтез (третье предложение) сопровождается введением ключевого слова, термина или понятия, которые наиболее точно характеризуют затронутый аспект или же характеризуют говорящего как эрудированного человека, разбирающегося в той или иной сфере деятельности (у каждого эта сфера может быть своя) и умеющего работать с разнородной инофрмацией. У Рене Декарта нахождению понятия, как моменту совершения работы, соответствует практическое осуществление процедур сомнения (2-й шаг).

Четвёртое предложение образует переход к практике, нацеленный на нахождение применения результату, полученному в умозаключении. В методологическом подходе Декарта на этом этапе приводится онтологическое доказательство существования бога (3-й шаг). Пятое передложение, обобщая, устанавливает новый уровень понимания явления и состоит в определении искомого понятия, как в диалогическом методе Сократа. В подходе Декарта ему соответствует освещение проблемы истины и заблуждения, обоснование принципов ясного и отчётливого познания (4-й шаг).

Шестое предложение – соотнесение полученного понятия (результата), относящегося к миру феноменов, с ценностями, идеальными сущностями, законами и закономерностями, в ходе которого происходит отвлечение восприятия от мира феноменов. Рене Декарт устанавливает на аналогичном этапе «выведение» материальных вещей и направление внимания на постижение их сущности (5-й шаг).

Седьмое предложение, состоящее в абстрагировании, очищение представлений от условностей времени и места, в единстве субъективного и объективного, которому в подходе Декарта соответствует вопрос Декарта о существовании материальных вещей, о различении души и тела (VII = 6-й шаг).

9. Проконтролируйте, сохраняете ли Вы свойственную Вам естественность в процессе вербальной коммуникации по сложной для Вас теме и в ситуации, когда Вас проверяют (например, на экзамене).

10. Сравните степень своей усталости и активности к вечеру в обычные дни и в дни, когда Вы старались привносить осознанность в свои малые действия текущего дня (например, наблюдая за тем, как Вы отодвигаете и задвигаете стул в начале и по завершении занятия).