Ответвление», навеянное прогулкой

с трехлетним внуком Кириллом…

Констатируя сложность проблемы соотношения религии и культуры, можно выделить целый ряд достаточно определенно сложившихся концепций ее решения:

– религия как антикультура (П.А. Гольбах, Ф. Ницше);

– религия как закономерно возникающий, но вторичный и исторически-преходящий феномен культуры (К.Г. Маркс, З. Фрейд, И. Витаньи, М.С. Каган);

– религия как один из основных элементов культуры (Э.Б. Тайлор, А.Я. Флиер, А.И. Кравченко);

– религия как универсальная форма культуры (Б.К. Малиновский);

– религия как фактор внутренней связи, целостности культуры (В. Виндельбанд);

– религия как почва (недра, исток) культуры (Дж. Фрэзер, Н.А. Бердяев, А.В. Мень, Д.С. Лихачев);

– религия как субстанция культуры (П. Тиллих);

– религия как консубстанция культуры (М. Вебер, С.Н. Булгаков, Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев);

– религия как сверхкультура (М.Н. Эпштейн, П.А. Сапронов).

Системно-синтетическое представление данных концепций – актуальная задача. При этом, по-видимому, можно полагать, что:

– в многообразии концептуальных представлений соотношения религии и культуры так или иначе находит свое отражение многообразие самой культурно-исторической реальности;

– любой способ соотношения религии и культуры ис­торичен, поэтому воз­никнув и утвердившись на определенном этапе культурно-исторического процесса, он может быть подвергнут ра­дикальной трансформации, уступить свой доминирующий ста­тус какому-либо другому способу, которому, впрочем, уготована не более, чем аналогич­ная участь;

– различные способы соотношения религии и культуры исторически совмещаются не только в масштабах всего человечества, но и в рамках каждого отдельно взятого субъекта культурно-исторического процесса, относительно самостоятельные этапы бытия которого могут иметь разную динамику и соответственно разную конфигу­рацию и направленность.

Оценивая в этой связи преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школах России, важно иметь в виду недопустимость его редукции к преподаванию культуры (той или иной) религии и, тем более, к преподаванию исключительно (той или иной) религии.