Ответвление», навеянное совершенно неожиданной

в своих последствиях встречей с Е.Н. 8 июля 2005 года…

В эпистемологической проек­ции само­реализа­ции человеком своего бытия в мире необходимо четко раз­личать три типа рацио­нально­сти, – классический, неклассический и постне­классический, – для каждого из кото­рых ха­рактерен специфический уровень рефлексии: «от элиминации из проце­дуры объяс­нения всего, что не отно­сится к объекту (классика), к осмыслению соотнесен­ности объяс­няемых ха­рактеристик объекта с особенностями средств и операций деятель­ности (не­классика), до осмысления ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятель­ности в их соотне­сенности с социальными целями и ценностями (по­стнеклас­сика)»[238].

Если, иначе говоря, вплоть до середины 19 века конституирующей основой научной кар­тины мира была эпистема предмета, на рубеже 20 века – эпистема метода, теперь же в качестве таковой призвана стать эпистема цели.

В противо­полож­ность «классической рациональности» натуроцентризма XVIII – первой по­ловины XIX века и пришедшей ей на смену «неклассической рациональности» социоцентризма, ис­черпавшей свой эвристиче­ский потенциал к концу минувшего столетия, «постнеклассиче­ская рациональ­ность» как раз и может быть осмыслена в качестве мировоз­зрен­че­ско-мето­дологической основы со­вре­менной, по сути своей – культуроцен­тристской, научной кар­тины мира.

Следовательно, если образование действительно является способом воспроизводства культуры, то кризис господствующей до сих пор его модели носит не временно-ситуационный, а поистине системно-фундаментальный характер.

Культуроцентризм как вызревающая на наших глазах эпоха бытия человека в мире призван не только сменить как натуро-, так и социоцентризм, каждый из которых в своей гипертрофированной устремленности лишь воспроизводит частичность и внутреннюю разорванность человека, но и дать принципиально новую стратегию его бытия и парадигму образования.

Культуроцентристски ориентированное образование – менее всего некая факуль­та­тивная «сфера услуг», но, прежде всего и глав­ным образом, – сложный и мно­го­уровневый процесс раз­вития человека в качестве индивидуальности, приглашение его к постижению ис­тины в орга­ниче­ском сопряжении с благом, справед­ливо­стью, добром и красотой как основ его подлинно человеческого бытия.