Характеристика основных этических категорий

Категории этики — это основные понятия этической

науки, отражающие наиболее существенные элементы

морали.

При всем разнообразии подходов к определению системы этиче-

ских категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в

теоретическом и практическом отношении категории:

− добро и зло,

− благо,

− справедливость,

− долг,

− совесть,

− ответственность,

− достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, раз-

граничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положи-

тельное нравственное значение, отвечающее требованиям нравст-

венности, служащее отграничению нравственного от безнравственно-

го, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная

добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,

противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных ка-

честв.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель —

устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее

моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные

нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в

соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о

добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней

Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с

такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, муд-

рость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья вы-

двинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру

в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных

слоях общества честность, гуманность_D0 Tc( , мужество, бескорыстие, вер-

ность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой

жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребно-

стей людей, является средством для достижения определенных це-

лей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование,

предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает

с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие

промышленности, материального производства приводит человечест-

во на грань экологической катастрофы.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле

понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах.

Это категория морально-политическая и правовая. В этике справед-

ливость — категория, означающая такое положение вещей, которое

рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущно-

сти человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания ра-

венства между всеми людьми и необходимости соответствия между

деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных

людей и их социальным положением, правами и обязанностями, за-

слугами и их признанием1

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнитель-

ную (справедливость равенства) и распределительную (справедли-

вость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют

свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там,

где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между

людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распреде-

ляются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельно-

сти юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справед-

ливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливо-

сти".

Справедливость — этическая и правовая категория.

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают

законодательство современного демократического общества. Право-

вое выражение требования справедливости содержиться во Всеоб-

щей декларации прав человекf, в том числе применительно к дея-

тельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый чело-

век, для определения его прав и обязанностей и для установления

обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет

право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рас-

смотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости

независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пак-

та о гражданских и политических правах, формулируя общее требова-

ние справедливости к судам при производстве по уголовным и граж-

данским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных

гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплоща-

ется в основных принципах и конкретных нормах Конституции Россий-

ской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный

нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с

древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом.

Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде,

чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив,

непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотно-

шения законности и справедливости. В силу известной консерватив-

ности законодательства и сложности регулируемых им отношений мо-

гут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее

букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противо-

положного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать

справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в зако-

нодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать

возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела

(например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освобо-

дить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в

соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к об-

ществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности

по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек

формулирует для себя сам на основании нравственных требований,

обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкрет-

ной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг

врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родитель-

ский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокурату-

ры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значе-

ние своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы

до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить.

Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями за-

конов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — са-

мооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-

личностных регуляторов поведения людей.

Совесть — категория этики, характеризующая способность чело-

века осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само-

оценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нрав-

ственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные

задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и

ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее

как долг и ответственность перед самим собой.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функ-

ции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага лю-

дей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необ-

ходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных

моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством со-

вести, способные правильно, самокритично и принципиально судить

свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высо-

кую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность

с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст-

вия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматривае-

мого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учи-

тывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять

предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их

понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на ко-

торые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти послед-

ствия предвидеть.

Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в

своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное

отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны

общества, окружающих, основанное на признании ценности человека

как личности.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое

поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразо-

вывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения

к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей

и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окру-

жающих. В этом отношении достоинство зависит от положения чело-

века в обществе, состояния общества, способности его обеспечить

практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание

самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства

всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве

каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, неза-

висимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинст-

во человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение чело-

века к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окру-

жающих, когда моральная ценность личности связывается с мораль-

ными заслугами человека, с его конкретным общественным положе-

нием, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными за-

слугами (честь офицера, честь судьи, .честь ученого, врача, предпри-

нимателя...).

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репута-

цию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной

группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложив-

шееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

Репутация определенной социальной группы складывается на осно-

вании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение дос-

таточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеет-

ся, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс судейской этики Российской Федерации, принятый в 2004

году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоин-

ство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причи-

нить ущерб репутации.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей,

даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они

определяют содержание права, присутствуют в законодательных ак-

тах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Зна-

комство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и пони-

мания права, так и для практической деятельности по его примене-

нию.