СЛОВАРЬ

Альтруизм- моральный принцип, предписывающий человеку

подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближ-

нему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интере-

сов других.

Аморализм- моральный принцип, обосновывающий нигили-

стическое отношение к общественным, и в первую очередь к обще-

человеческим, нормам морали и провозглашающий безнравствен-

ность законным способом поведения личности. Формы проявления

аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, чело-

веконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении

эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуман-

ная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям

других. К А. следует отнести также признание законным использо-

вание любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения яко-

бы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изу-

верства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выра-

жать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроен-

ной личности, проявляющей свой протест против лицемерия гос-

подствующей морали в форме анархического бунта.

Аскетизм- моральный принцип, предписывающий людям са-

моотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление

чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных

целей или нравственного самосохранения.

Благо- общее понятие, употребляемое для обозначения по-

ложительной ценности предметов и явлений. Природные и общест-

венные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетво-

ряют положительные человеческие потребности, способствуют со-

циальному прогрессу. Различают материальные и духовные, лич-

ные и общественные блага.

Материальные блага. - предметы, полезные для жизни чело-

века (пища, одежда, жилище и т.д.).

Духовные блага - то, что служит для удовлетворения духовных

потребностей человека: духовные ценности (образование, достиже-

ния культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоин-

ство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).

Общественные блага - это совокупность общих материальных

и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает

обществу и каждому человеку определенные условия для развития.

Личные блага - это совокупность частных условий жизни чело-

века и личного развития, зависящая от общих социальных условий.

Одна из разновидностей духовного блага - моральная ценность,

добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке упот-

ребляют как синонимы).

Благодарность- отношение человека к оказавшему ему в

прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выра-

жающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благо-

деянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство- моральное качество, характеризующее по-

ступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они

продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положи-

тельных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам,

мужество, великодушие и др.)

Вежливость- моральное качество, характеризующее поведе-

ние человека, для которого уважение к людям стало повседневной

нормой поведения и привычным способом обращения с окружаю-

щими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения;

она включает, внимательность, внешнее проявление доброжела-

тельности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом

нуждается, деликатность, такт. Противоположностью __________вежливости

являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебре-

жительного отношения к людям.

Взаимопомощь- отношения между людьми в коллективе,

возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объе-

динение усилий и разделение функций предполагают взаимную

поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина- положение (состояние), противоположное правоте, в

котором оказывается человек, нарушивший нравственные или пра-

вовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состоя-

ние вины является выражением морального отношения, в котором

личность находится к другим людям и к обществу в целом. Посколь-

ку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ дейст-

вий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он

выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответ-

ственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не ис-

полнил своего нравственного долга. В праве установление вины че-

ловека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является

основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет

за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае,

когда человек сам признает свою вину, он может испытывать стра-

дание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто

страх перед возмездием.

Воздаяние- вознаграждение или наказание человека за со-

вершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непремен-

ных требований справедливости; без него представлялось невоз-

можным требовать от людей выполнения определенных норм пове-

дения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сооб-

разно с мерой преступления), а также лежит в основе материально-

го стимулирования деятельности людей. В морали проблема спра-

ведливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отли-

чать личные интересы от общественных. Подлинно моральными

санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые по-

средством духовного воздействия на людей.

Воля- это способность человека преодолевать препятствия и

добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное- составная часть единого процес-

са общественного воспитания. Необходимость регулирования об-

ществом поведения людей включает с точки зрения морали две

взаимосвязанные задачи:

− во-первых, выработку нравственных требований, которые

находят отражение и получают обоснование в моральном сознании

общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливо-

сти, добра, зла и т.п.;

− во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними

представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем что-

бы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также

участвовать в процессе регулирования общественного поведения,

т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оцени-

вать их поступки.

Вторая задача и решается путем нравственного воспитания,

которое включает формирование у человека соответствующих убе-

ждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых

моральных качеств.

Выбор моральный- акт моральной деятельности, исканий

личности, выражающийся в сознательном предпочтении опреде-

ленной системы ценностей, линии поведения или конкретного вари-

анта поступка, когда человек самостоятельно должен принять мо-

ральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно отчетли-

во моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда

сталкиваются между собой интересы личности и общества, собст-

венные и чужие интересы или же вступают в противоречие различ-

ные моральные требования. Моральные требования, предъявляе-

мые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, пред-

полагают учет последствий принимаемого решения и повелевают

предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и макси-

мум добра.

Грубость- отрицательное моральное качество, характери-

зующее пренебрежение культурой поведения, противоположно

вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного

отношения к людям, грубость выражается в откровенной недобро-

желательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и

запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли

и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непреду-

мышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих

людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных

кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм- принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности),

в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей

человека и его способности к совершенствованию, требование сво-

боды и защиты достоинства личности, идея о праве человека на

счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов

должно быть конечной целью общества.

Деонтология- раздел этики, в котором рассматриваются про-

блемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требо-

вания нравственности в форме предписаний). Моральное сознание

как специфическая форма общественного сознания отражает объ-

ективную социальную необходимость, потребности людей, общест-

ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде

представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавли-

вая, насколько соответствует этому представлению фактически су-

ществующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с

той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравст-

венного достоинства. Из представлений о должном складываются

нравственные требования, представления о том, какие поступки

люди должны совершать. Применительно к человеку эти требова-

ния выступают как его обязанности; последние в обобщенной фор-

ме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в

моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и явля-

ются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии.

Деятельность моральная- категория этики, при помощи ко-

торой во всем многообразии общественной практики людей выде-

ляется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфи-

чески нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение

чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В

отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность по-

ступков человека, под моральной деятельностью в этике понимают-

ся только поступки, сознательно подчиненные определенным мо-

ральным целям.

Добро- одно из наиболее общих понятий морального созна-

ния и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей проти-

воположностью - злом добро является наиболее обобщенной фор-

мой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего

положительное и отрицательное моральное значение, того, что от-

вечает содержанию требований нравственности, и того, что проти-

воречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке

(поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и

т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий -

благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Добродетель- понятие нравственного сознания, служащее

обобщенной характеристикой положительных устойчивых мораль-

ных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие

добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра

(добродетель - делать добро) в противоположность простому зна-

нию принципов, которое не делает человека добродетельным. Про-

тивоположностью добродетели является понятие порока.

Доверие- отношение к действиям другого лица и к нему са-

мому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководи-

телю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте,

верности, добросовестности, честности. Противоположностью дове-

рия является недоверие, подозрительность, когда подвергается со-

мнению верность общему делу, готовность соблюдать общие инте-

ресы или условия взаимного договора, искренность мотивов его

действий.

Долг- одна из основных категорий этики, общественная необ-

ходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой фор-

ме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными

словами, это превращение требования нравственности, в равной

мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного кон-

кретного лица, сформулированную применительно к его положению

и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность вы-

ступает как носитель определенных моральных обязанностей перед

обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство- понятие морального сознания, выражающее

представления о ценности всякого человека как нравственной лич-

ности, а также категория этики, которая означает особое моральное

отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны

общества, в котором признается ценность личности. С одной сторо-

ны, сознание человеком собственного достоинства является фор-

мой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается

требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддер-

жание своего достоинства предполагает совершение соответст-

вующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет

человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны,

достоинство личности требует и от других людей уважения к ней,

признания за человеком соответствующих прав и возможностей,

высокой требовательности к нему.

Жизненная позиция- направленность жизнедеятельности

личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной

жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравствен-

ном плане жизненная позиция - система поведения личности, опре-

деляемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, пра-

вильности той или иной жизненной позиции - ее соответствие про-

грессивным тенденциям развития общества.

Зависть- неприязненно-враждебное чувство по отношению к

успехам, популярности, моральному превосходству или преимуще-

ственному положению другого лица. Зависть возникает у человека

на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.

Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно,

например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел

неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и

нередко толкает на совершение аморальных поступков).

Законность- принцип права и морали, предписывающий не-

уклонное соблюдение и правильное применение законов.

Заповедь- нравственная норма, представленная в мораль-

ном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо автори-

тетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано

с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается

не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиоз-

ном истолковании нравственности таким законодателем выступает

бог.

Зло- категория этики, по своему содержанию являющаяся

противоположностью добру, и понятие морального сознания, кото-

рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о

безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи-

вающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой

отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отли-

чать от социального зла (противоположности блага). Последнее яв-

ляется не только моральным, а более широким понятием, которое

охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам

и жизненным потребностям человека, препятствующих обществен-

ному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрица-

тельные поступки людей.

Золотое правило- одно из древнейших нормативных требо-

ваний, выражающее общечеловеческое содержание нравственно-

сти. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай

по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они посту-

пали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в

ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция,

в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит

в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего

времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего

в других не любишь, того и сам не делай».

Идеал нравственный- понятие морального сознания, в кото-

ром предъявляемые к людям нравственные требования выражают-

ся в виде образа нравственно совершенной личности, представле-

ния о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие мораль-

ные качества (добродетели).

Интуитивизм- направление в этике, сторонники которого ут-

верждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно

обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигают-

ся человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический

интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том,

что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в дока-

зательстве, очевидны сами по себе.

Иррационализм- методологический принцип истолкования

природы нравственности, характерный для ряда теорий морали.

Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни

было общих законов и нравственности, преувеличение значения

особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следст-

вием этого является вывод, что разум и наука, способные устанав-

ливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к

области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая,

что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного

человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают

вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно

различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформу-

лировать какие-либо общие принципы нравственности, на основа-

нии которых человек мог бы принимать конкретные решения в раз-

личных практических ситуациях.

Искренность- моральное качество, характеризующее лич-

ность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и гово-

рит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображе-

ний, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность

противоположна лицемерию и обману, попыткам создать непра-

вильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руково-

дствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требова-

ний без веры в правильность совершаемых поступков, а ради соб-

ственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории- это универсальные формы человеческого мыш-

ления.

Категории этики- основные понятия этики, отражающие наи-

более существенные стороны и элементы морали и составляющие

теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание ка-

тегорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей

системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимо-

сти от понимания природы нравственности. В истории этики основ-

ными категориями обычно считались понятия добра и долга, совес-

ти, чести и др.

Категорический императив- основная категория этики Канта;

сформулированный им «нравственный закон», который гласит: по-

ступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь ко-

торой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеоб-

щим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему

следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и

приемлемые для всех менее общие моральные требования (если

избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то

она не является правильной).

Качества моральные- понятие нравственного сознания, с

помощью которого выделяются в общественной жизни и характери-

зуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты пове-

дения людей. Качества моральные характеризуют как поступки не-

зависимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны

поведения определенной личности, выступающие как свойства ее

характера. Качества моральные разделяют на положительные и от-

рицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

Кодекс моральный- свод нравственных норм, предписывае-

мых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составлен-

ном определенным автором, отражаются нравственные требования,

которые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-

щества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы пове-

дения, которые практикуются подавляющим большинством людей,

так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее,

обязательными.

Конфликт моральный- специфическая ситуация морального

выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в

своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбран-

ных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одно-

временно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для

данного человека определенную моральную ценность. В конфликт-

ной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися

моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение

противоречия реализовать нравственную цель.

Разрешение морального конфликта базируется на осознании

иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например,

рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Конформизм- социально-психологическая ориентация, скла-

дывающаяся не в результате самостоятельных решений общест-

венных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного

принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает

собственной моральной позиции при решении объективно обуслов-

ленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам пове-

дения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления

на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно

(внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен

отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от

собственного выбора и возложению ответственности на внешние

факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.

Корыстолюбие- отрицательное моральное качество, харак-

тери-i зующее поведение и мотивы человека, который рассматрива-

ет и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружаю-

щими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие

есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материаль-

ным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочте-

ния личному материальному интересу перед общественным.

Культура- это совокупность всех созданных и создаваемых

человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых,

используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения- совокупность форм повседневного по-

ведения человека, в которых находят внешнее выражение мораль-

ные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные

нормы определяют содержание поступков, предписывают, что

именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает,

каким конкретно образом осуществляются в поведении требования

нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой

мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с

его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области

внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхож-

дения с людьми и поведения в; общественных местах; культура бы-

та, включающая характер личных потребностей и интересов, взаи-

моотношения людей вне работы, организация личного времени, эс-

тетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика,

жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно

и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже-

ниям.

Лицемерие- отрицательное моральное качество, состоящее в

том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается мо-

ральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - ка-

чествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение

человеком подлинного смысла его действий.

Личность- субъект нравственной деятельности. Человек ста-

новится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет

свои действия моральным требованиям общества, осознает их со-

держание и значение, способен ставить перед собой нравственные

цели и вырабатывать решения применительно к конкретным об-

стоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия

окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной

личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с

другими этическими понятиями и проблемами.

Любовь- чувство, соответствующее отношениям общности и

близости между людьми, основанным на взаимной заинтересован-

ности и склонности. В этике и философии любовь понимается как

такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает

другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным об-

разом отождествляет себя с ним:

− испытывает потребность к объединению и сближению;

− отождествляет с ним свои собственные интересы и устрем-

ления;

− добровольно физически и духовно отдает себя другому и

стремится взаимно обладать им.

Противоположностью любви является ненависть.

Малодушие- отрицательное моральное качество, характери-

зующее слабость воли личности; выражается в неспособности че-

ловека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в ко-

торые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни на-

влечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед труд-

ностями или из неверия в собственные силы.

Манеры- способ держать себя, внешняя форма поведения,

обращения с другими людьми. Включают также совокупность

свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), харак-

терные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры отно-

сятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообраз-

ность определенных манер находит отражение не только в требо-

ваниях, имеющих нравственный смысл, но и в .эстетических пред-

ставлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эс-

тетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ пове-

дения является наглядной, зримой формой воплощения духовного

облика человека, органичным и естественным выражением его об-

щей культуры.