Структура и функции морали.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют

− регулятивную,

− воспитательную,

− познавательную,

− оценочно-императивную,

− ориентирующую,

− мотивационную,

− коммуникативную,

− прогностическую

и некоторые другие ее функции4.

Первостепенный интерес для юристов представляют такие

функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная

функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и

корректирует практическую деятельность человека с точки зрения

учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-

ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-

дивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-

ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль

способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-

нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и

обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству

других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую.

Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-

венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-

дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-

ношений происходит саморегуляция морального поведения личности

и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-

лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-

руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные

требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-

ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-

ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не

правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-

нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-

ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека —

нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали,

представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-

ственное сознание предписывает людям определенные поведение и

поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку

разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-

вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-

ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-

ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-

нависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и

одновременно область индивидуального сознания личности. В по-

следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с

нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному)

сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравствен-

ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это

взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном

поведении, а нравственность — это действующие в обществе соци-

альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-

отношения»

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их

деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по

содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их

содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-

венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям,

объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.

д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-

теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как

его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект,

и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-

занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-

шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и

объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны

защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную

сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда,

когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций

разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-

ный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок),

поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-

ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия

поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его че-

ловеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-

чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в

постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-

нием. Поведение человека — единственный объективный показатель

его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия,

нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь

являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-

фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-

вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элемен-

ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы,

нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие по-

ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-

ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-

стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-

сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как

принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-

ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других

норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-

ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-

бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-

дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-

щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным

мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-

ределенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-

но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения,

свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-

ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-

полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-

дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или

недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-

туации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-

сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные

принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-

ществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и

силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или

недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и

характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-

полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-

стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в

направленном духовном воздействии. Они означают нравственный

запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как

конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция

подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных

нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-

ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-

смотренные нормами общественных организаций). Например, если

военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным

поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-

инских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-

щающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей,

сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-

гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных

требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание

нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-

жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-

ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-

ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе

частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат

критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки

должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то

моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала

нравственности, как

− гуманизм — признание человека высшей ценностью;

− альтруизм — бескорыстное служение ближнему;

− милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра-

жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

− коллективизм — сознательное стремление содействовать об-

щему благу;

− отказ от индивидуализма — противопоставления индивида

обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собствен-

ных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной

нравственности, различают так называемые формальные принципы,

относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-

ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм,

фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не

определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-

теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-

тельно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в кото-

рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в

виде образа нравственно совершенной личности, представления о

человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-

ва.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в

различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-

ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-

леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-

сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризо-

вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже-

ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и

улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один

уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-

ные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную

цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным

моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-

держание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об

образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-

шей справедливости, гуманизма.