Пятый период (конец 12 -- 13 вв.)-- полоса культурного спада, латинское нашествие, разграбление в 1204 г. крестоносцами.

6) Шестой период (14 -- начало 15 в.)-- новый подъем, зарождение гуманизма в условиях борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, а борьба за античную образованность.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на 5--7 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю [13, 91]. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В 6 в., при Юстиниане, Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой. В 8 -- 9 вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу 9 в. иконопочитание было вновь восстановлено.

Конец 9 - 12 вв. стали временем второго подъема Византии [13, 93]. Этот период характеризуется распространением византийского влияния на юго-восточную Европу. Славянские народы вошли в среду культурных народов Европы во многом благодаря Кириллу и Мефодию. Точно неизвестно, кем по происхождению они были: славянами или греками. У себя на родине (в Солониках), а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий пропагандировали славянский язык: переводили книги, открывали училища для славян. Венцом их деятельности было создание алфавита: кириллицы и глаголицы. После проникновения славянской азбуки на Русь из Болгарии фактически зарождается древнерусская литература. В этот же период патриарх Фотий обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. Для внешней политики Византии этого периода характерны войны с болгарами, в конечном результате которых в 1018 г. Болгария вошла в состав империи. XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные, прежде всего, крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать, как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.