Особенности религии Древнего Египта. Культ мертвых. Книга мертвых.

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве. Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно. Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский акт ». Иначе говоря, религия - это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения. Отличительной особенностью египетской религии был культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили "живые боги", считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. качественно иному состоянию. Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. О религиозных верованиях египтян в эту эпоху можно сказать немного. Несомненно, мертвых лишь, что чрезвычайно укрепляются верования в загробное существование, которое мыслится наподобие земной жизни. Всякий египтянин в меру своих имущественных возможностей старается обеспечить себя всем необходимым для загробной жизни. Рядовому египтянину в простую земляную яму кладется скудный инвентарь, небольшое количество продуктов питания и его личное оружие или украшения. Представители господствующей верхушки - вождь и племенная аристократия, может быть, даже при жизни начинают заготовлять себе гробницы, которые, как мы видели выше, представляют собою настоящие дома, кладовые которых ломятся отразличных продуктов питания и различного хозяйственного инвентаря. Богатые египтяне не заставляют следовать за собою в могилу своих близких, но, очевидно, после смерти хозяина нередко часть его домашнего скота убивается и кладется в гробницу. Этой же участи подвергаются и рабы, как это мы видим на примере содержимого одной гробницы из Тархана. Следует теперь отметить появление специальных мест религиозного культа. В эту эпоху каждая область Египта имеет свое святилище, где чтится то или иное божество - покровитель данного рода или племени. Это большей частью зверообразные божества - покровители охоты или земледелия. На первое место среди этих божеств выдвигается сокол - покровитель верхнеегипетских вождей, центральное святилище которого находилось в Иераконполе. Это единственное из дошедших до нас от этой эпохи - правда, в разрушенном виде - культовых сооружений из кирпича. В позднейшее время между столицей египетского государства, которой, начиная с эпохи Среднего царства, стали Фивы, и островом Элефантиной был расположен город Иераконполь (город Сокола). При раскопках его археологом Квибелем под сооружением эпохи XII династии и было обнаружено древнее святилище, состоявшее из пяти комнат, посвященное соколиному божеству. В этом святилище был обнаружен целый ряд предметов, являвшихся своего рода приношениями по обету ранних властителей Египта своему соколообразному покровителю. Именно здесь и была открыта знаменитая таблица Нармера, его большая вотивная палица с целым рядом рельефных изображений, две статуи Хасехемуи и ряд других предметов. Рядовые же святилища обычно являлись небольшими деревянными часовнями с примыкающим к ним небольшим участком священной земли, обнесенной оградой, что уже являлось отчуждением части земли из непосредственного пользования всей земледельческой общины, владевшей землей сообща, на основе коллективной собственности.

Основные моменты заупокойного культа -в основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ, прежде всего, состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам еще при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счет его самого, либо за счет короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для "кормления" умершего, а лица, выполнявшие функции "кормления", назывались "хем-ка" ("рабы ка"). Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. Вмасштаба сановников времени Древнего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обобщенно содержание этих "обращений к живым", дошедших до нас от времени V и VI династий, сводится к перечисленным ниже пунктам:

1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист - если он ел, например, запрещенную пищу;

2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально - в противном случае ему адресовались угрозы умершего;

3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя гнев умершего;

4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло материальное подношение.

Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мертвых. Увещевание, адресованное "живым, пребывающим (еще) на земле", сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему и угрозу "судиться" с ним перед "великим богом" или даже "свернуть ему шею" в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным. Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, заменявшей материальные подношения (так называемая формула "хетепди несу" - "дар, даруемый царем"). Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Существовало даже нечто вроде более или менее стандартного "меню" для умерших - список продовольственных и иных подношений: хлеб, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Огромное значение придавалось процедуре погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал обряд "отмерзание уст и очей", смысл которого заключался в том, чтобы "оживить" мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Необходимо было примирить факт смерти с древнейшим, традиционным верованием, будто человек продолжает физиологически функционировать и после смерти. И здесь на помощь приходила магия. Обряд "отверзания уст и очей" состоял в том, что жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного быка, а затем двумя разными теслами и резцом скульптора, а также мешком с красным минералом. Магические действа сопровождались произнесением соответствующих слов. М. Э. Матье приводит интересное сравнение этого обряда с аналогичным обрядом племени пангве в Камеруне. Существенный момент заупокойного культа - создание скульптурных портретов умерших и размещение их в сердаре. Делалось это, как уже отмечалось, на случай непредвиденного разрушения мумии - считалось, что в статуи могло переселиться ка умершего. Так "в Древнем Царстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства - скульптурный портрет".

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. -
со времен Древнего царства: "Тексты пирамид", начертанные на стенах гробниц
фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает
путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой
жизни.

Книга мертвых – тексты книги представляют собой длинную и запутанную коллекцию магических формул, ключей, заклинаний, гимнов, песнопений, молитв, похвал, собственных имен и комбинаций чисел, которые должны были помочь душе/ сердцу покойника проснуться после смерти, снова встретиться с телом и обрести контроль над ним. Египетская книга мертвых – это сборник текстов, представляющих собой своеобразный путеводитель или учебник по преодолению опастностей загробного мира. (главным испытанием для покойного был суд № 42 богов под руководством ОСИРИСА в зале 2 истин МААТ. Если душа покойного проходила все испытания, то она соединялась с телом и получала вечную счастливую жизнь). Если же испытания не были пройдены, то она получала окончательную вторую смерть, которой египтяни панически боялись. Пока известно чуть более 190 глав египетсокой Книги Мертвых. Тексты, составляющие содержание книги, использовались в религиозной практикеегиптян более 1000 лет. Главы (формулы) книги, появившиеся еще в конце эпохи Среднего царства, были обычно написаны иероглифическим письмом и почти не содержали каких – либо поясняющих изображений. В книге мертвых упоминаются или изображены множество богов, но периоды, которые связаны с собственно загробной жизнью, находятся во власти двух богов – РА и ОСИРИСА.