Природа и исторические формы нравственности

В каждом человеке изначально сидели и сегодня сидят обе противоположности: индивидуализм и коллективизм. Первый биологического происхождения, второй – социального, в зачатке уже присутствующий у наших обезьяноподобных предков, как и других общественных животных. Но хотя индивидуализм внутри человека “сидел” всегда, однако проявиться он получил широкую возможность только при распаде первобытнообщинного строя и зарождении классового общества. И здесь индивидуалистская нравственность стала фактически нравственностью господствующего класса, хотя для своего господства, он старался привить ее и подчиненному классу с тем, чтобы максимально его разобщить, создать внутри него конкуренцию и тем самым облегчить себе господство над этим классом (по известному с античных времен принципу: разделяй и властвуй).

Возникла, сформировалась эта новая (индивидуалистская) нравственность в обществе на основе стремления индивидуалиста выделиться из среды своих соплеменников и властвовать над ними, их эксплуатировать. И такое выделение стало возможным, когда человек стал настолько сильным, что мог выживать сам без помощи других, без которых он ранее не мог обходиться. И выделиться он мог только своим богатством, которое он тем или иным способом присваивал себе из общинного богатства (приватизировал, говоря современным языком). Богатство давало ему лучшую, чем у других, более бедных людей своего рода-племени, возможность заниматься накоплением знаний, обеспечением себя вооруженной защитой от врагов или своих соплеменников, которые захотели бы посягнуть на его индивидуальную независимость, обеспечением себя лучшими орудиями труда, ведущим к более эффективному накоплению новых богатств, и т.п.. Оно (богатство) ставало силой в его руках, орудием его власти над другими и средством существования за счет других. Индивидуалистическое отделение такого богатства от общинной собственности является актом образования частной собственности. Именно частная собственность и является материальной, экономической базой проявления и поддержания имеющегося у каждого человека индивидуализма. Так с появлением частной собственности появился класс господ, а рядом с ним и класс угнетаемых и эксплуатируемых ими.

Вначале с возникновением частной собственности коллекти-вистская нравственность в таком уже классовом обществе все же была преобладающей. Но с развитием классового общества преобладающей становится нравственность индивидуалистская. Такая закономерность проявляется в классовом обществе любой формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) – в любой общественно-экономической формации при ее становлении в начале преобладает коллективистская нравственность, а в конце ее существования – преобладает индивидуалистская нравственность. Не минула эта закономерность и социализм, сущность которого еще была классовой.

4. Нравственность как реальность: поведение, нравы, отношения

5. Структура Морали. Её свойства и функции

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:

A. к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);

B. к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);

C. к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.

Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.

Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству

2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

Поступок — центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.

Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.

3. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Функции морали:

Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.