Гуманизм как ценностная основа европейской культуры эпохи Возрождения. Идеи итальянских гуманистов. Кризис гуманизма.

Суть движения гуманистов – это движение, сформировавшее идеал свободной личности. Человек стал рассматриваться как личность, индивидуальность. Гуманистов отличала вера в безграничные познавательные и деятельностные возможности человека.

Движение гуманистов – это еще и движение гуманитариев. Гуманистика начинается как гуманитаристика. Гуманизм начинается с филологии. Идеал свободной личности начинает формироваться с языка.

– Итальянские гуманисты заново открыли для себя античность, тем самым сознательно «поворачиваются спиной» к эпохе средневековья.

– Они переносят акцент рассмотрения концепции человека с небес на землю. Возвращают процесс познания в границы земного мира, как это было в эпоху античности. Мир живой, земной, который уже осмыслен античностью, начинает восприниматься как ожившая древность. Не случайно цикл своих произведений Данте называет «Новая жизнь», название которого можно перенести на всю эпоху.

Но гуманисты не отрекаются от христианства. Их цель: прояснить замысел творца относительно человека.

Их идеи возвращаются к изучению природы, космоса как это было во времена антиков.

Тысячелетие христианской цивилизации не прошли напрасно. В центре универсума в эпоху Возрождения стал человек, т.е. второй Бог.

Именно в кружках гуманистов шел процесс зарождения европейской интеллигенции как сознательных носителей образованности. Именно в кружках гуманистов зарождаются новые школы, штудии. Свои кружки – занятия назвали studio humanitatus.

Humanitas – полнота, неразделенность, многообразие природы человека (определение Цицерона).

Познание вещей – процесс, украшающий и совершенствующий человека, – происходил посредством риторики, истории, музыки, философии. Таким образом, акцент знаний в эпоху Возрождения переносится с теологии и логики на гуманитарные и прагматические особенности жизни человека.

Истоки такого мышления лежали в мастерской художника. Однако в группу гуманистов входили чиновники, государи, светские дамы, духовенство, ученые. Это был не профессиональный цех, а кружки по интересам. То что делало их гуманистами лишь пересекалось с их профессиями. Их гуманитарные занятия стали частным делом, увлечением этих людей. Но это не были часы безделья, это было время напряженного интеллектуального труда, время общения с книгой, время ученых бесед. Свободное время формировало свободную личность, которая была способна к реализации свое одаренности благодаря собственной воли. Идеалом человека в эпоху Возрождения стал гений.

Гений – это дух каждого человека. Если античный человек – это герой, средневековый – ученый, аскет, то человек эпохи Возрождения – это человек, формирующий себя сам.

В трактовке гуманистов человек есть не заданное Богом существо, а центральная фигура мира, сотворенная руками самого человека. Человек становится автором собственной жизни. Если человек эпохи средневековья рассматривается как набор социальных функций, то в эпоху Возрождения человек сам выбирает себе социальные роли.

Эпоха Возрождения антропоцентрична, а не теоцентрична как это было в эпоху средневековья. Никто из гуманистов не отказывался от Бога, но Бог в это время был перемещен в природу. Бог и есть природа. Бог и природа – это одно и тоже.

Пантеизм – это растворение божественного начала в природе. Но следует заметить, что это христианский пантеизм, а не античный, поскольку Бог один.

Иерархия уходит из мира. Все равны, все вещи равны. У всех людей равные стартовые возможности, которые необходимо только реализовать. Земная жизнь в эпоху Возрождения рассматривается как ценность. Это не ожидание Страшного суда. Единственная возможность для человека проявить себя – земная жизнь. Время жизни человека – это время, в течение которого человек должен обессмертить свое имя, остаться в памяти потомков. Во многом в этом понимании и кроется величие и парадоксальность ренессансного человека.

Естественный человек = божественное начало x на деятельность.

Человек предназначен служить самому себе. Через любовь к себе он приходит к любви к Богу.

Деятельное начало эпохи Возрождения – начало эпохи авантюристов, что было не случайно.

Эпоха Возрождения идеализирует телесность.

Но это и эпоха, которая возвеличивает уродство. Искусственное воспроизведение уродства. Появление шутов, карликов.

Это было связано, во-первых, с тем, что посредством анализа уродства человек пытался оценить отклонение от идеала. Во-вторых, отклонение от нормы рассматривалось не как слабость или болезнь, а как форма сосредоточенности на невозделанной культуре.

Признание отклонения, рождает иронию как особую форму.

Поэтому гуманистический идеал эпохи Возрождения – человек какой он есть. Человек, переступающий границы идеала, сталкивается с отклонением.

Человек эпохи Возрождения готов отвечать за себя сам. Он готов принять на себя все последствия своих поступков.

Господство инквизиции. Сжигают не только еретиков, ведьм, колдунов (они действительно ощущали в себе отклонения).

Человек перестает стыдиться самого себя.

Любимый литературный жанр эпохи: дневники, письма, биографии.

Это эпоха крупных личностей. Эпоха открытия человека во всей широте приводит к потребности закрыться.

Примером может служить способ шифрования документов Леонардо да Винчи. Он еще совсем юный человек, вместо того, чтобы веселиться и радоваться жизни, сознательно шифрует записи, никому не доверяя своих мыслей, уходя полностью в свое одиночество.

(Басовская Н. И. Человек в зеркале истории. Возрождение и новое время. М., 2009. С. 73).

Люди эпохи Возрождения стремятся к славе, признанию, пытаются запечатлеть себя. Человек этой эпохи личность еще и потому, что личность – совокупность разных личин. В XVI веке – жанр приключенческого романа – пикареск (приключенческий, плутовской, авантюрный роман). Человек – это актер, меняющий маски. Недаром широкое распространение получает комедия дель арте – комедия масок.

Таким образом, яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личность царит в этом мире. Утверждается автономное «Я».

Формулировка Н. Макиавелли (философа, гуманиста, царедворца) «цель оправдывает средства» – становится оправданием многих отрицательных явлений.

Эпоха Возрождения очень цельная эпоха и в этой цельности предельно контрастная. Это эпоха влечения к отклонениям.

Попытка вписать себя в эти противоречия и становится главной движения реформации.