Общая картина жизни Западной Европы XVII века. Мировоззрение человека Нового времени.

XVII век в истории мировой культуры входит как эпоха создания «новой Европы», отсюда и название новоевропейская культура. Второе название эпохи – классический новоевропейский период. Главная ценность этой культуры – свободное, автономная, независимая личность, эта личность способна формировать цивилизацию нового типа, важнейшими чертами такой цивилизации становится постоянный научный поиск, который дает толчок к новым научным открытиям. Вторая особенность – развитие техники и технологий.

В XVII веке происходит этап осмысления процессов реформации.

В XVII веке оказалась возможной идея национального единства внутри государства, этому способствовало то, что латынь перестает быть языком государственной, общественной жизни человека, и государственные языки вытеснили латынь.

Шаткой оказалась и идея о единстве Бога (характерное для средневековья). К XVII веку сложится множество концепций интерпретаций, которые по разному трактуют учение о Боге.

Итогом становятся длительные религиозные войны. Человек XVII века становится постоянным участником таких войн, он становится свидетелем разрушения городов, насилия, убийств, постоянных пожаров, тем самым он освобождается от тех связей, которые в культуре определяются как семейные обычаи, традиции, корпоративные привязанности.

Ведущую роль в формировании культуры XVII века начинает играть развитие науки. Наука начинает говорить о своем монопольном, исключительном праве на истину. Она утверждает, что может единственная дать человеку всеохватывающее представление о мире, такое представление будет построено на рациональных методах познания, на точных расчетах, что и даст основание к формированию механистической картины мира. Ведущими методами науки в этот период становятся наблюдение, классификация, описание, эксперимент и теоретическое объяснение. Наука породит новый строгий идеал знаний. Это знание будет спорить со знанием религиозным, что и будет определять конфликт между учеными и священнослужителями.

В области астрономии происходит открытие гелиоцентрической модели космоса (В 17 веке появляются последователи Николая Коперника: Джордано Бруно (1600 – сожгли на костре), Галилео Галилей)

Гелиоцентрическая картина мира утверждает, что земля не есть центр гармонического космоса, а центром вселенной становится солнце. Джордано Бруно утверждал идею, что вселенная не единична, а она малая частица безграничных систем. Христианская доктрина не могла принять эту идею, поскольку если утверждается идея других миров, значит, в этих мирах есть и другие боги. Галилей попытался придти к математическому обоснованию гелиоцентрического основания мира.

Иоганн Кеплер – открывает законы земного магнетизма, осуществляет астрономические наблюдения, пытается объяснить движение планет и дать им математическое обоснование, доказывает, почему планеты движутся с разными скоростями и почему они движутся по орбитам не круговым, имеющим форму эллипса, открытия в области астрономии влияют на такие науки как физика, химия, ботаника. Открытие микроскопа и телескопа позволяют человеку наблюдать макро- и микро- космос. И все эти открытия и будут определять картину мира XVII века. Но ведущей областью научного знания объявляется математика.

Исаак Ньютон рассматривает движение материи, изучает спектр света, вводит основы термодинамики, дает строгую систему объяснении открытии в астрономии, физике, механике, все эти открытия он пропускает через закон всемирного тяготения, давая объяснение тому, как устроен мир и тому, как он функционирует.

Рене Декарт сформулировал цель новой науки – завоевать господство над природой, подчинить естественные процессы человеку и утверждает при этом идею практической полезности науки.