Барокко как художественное течение.

Барокко воспринимает конфликтность мира как неотъемлемую его черту. Задачу, которую ставит перед собой барокко не изменить мир, а приспособиться к нему. Человек эпохи барокко смиряется с условиями, в которые он попадает и принимает мир, таким, каким он есть. Противоречивость мира не сглаживаются, а наоборот подчеркиваются, мир барокко – это мир иллюзорный (Педро Кальдерон «Жизнь есть сон»)

Способ восприятия в барокко – это чувственный способ, т.е не с помощью разума. Барокко заявило о себе в таких странах как Италия, Испания, Фландрия. Барочное сознание находит наиболее точное понимание сущности мира: пир во время чумы, это говорит о суетности человеческих желании. Для барокко так же характерно иррациональность в понимании мира, мистичность, что найдет свое отражение в том числе и в искусстве, в частности для искусства барокко будет характерна экспрессия, обилие эзотерических сцен (экстазы, мучения, подвиги) и грандиозность. Барокко как художественный стиль очень театрален и живописен. Главная цель – спрятаться или уйти от прозы жизни.

Барокко популизировал идеи скептицизма (философского учения, которое демонстрирует сомнение в вековых устоях) и кроме того принцип сомнения утверждается благодаря концепции Рене Декарта.

Барочный стиль – это героический стиль, она прослеживается через утрированные ракурсы, жесты, световые контрасты, барочные произведения отличают композиционная загруженность.

Барокко как стиль в искусстве, как художественное течение называют своеобразным реваншем дворянства перед буржуазией со времен Возрождения. Барокко как искусство и художественное течение создает особый феномен синтеза искусств, в связи с формированием в барокко принципа «жизнь как театр», театральное искусство будет приобретать особое значение, и мир будет восприниматься по театральным законам. Поэтому и оказывается главным в искусстве барокко фантазия художника, все ясное и простое будет казаться очень скучным и очень унылым. Барокко уже не подражает миру природы, а пытается подчеркнуть свою нарочитость, пресыщенность. Поэтому в характеристиках этой эпохи присутствуют такие черты как роскошь, иллюзорность, величественность.

Барочное мировоззрение:

1. Трагичность восприятия человека и мира

2. Человек ощущает, что он подчиняется обществу, государству, среде, в которой он живет. Театральное видение мира, театральность. Особо ярко просматривается в драматическом искусстве и в пышных церемониях короля и римской католической церкви.

3. Человек воспринимает жизнь короткой, случайной, а смерть для него неотвратима и бесконечна. Развитие механики, часового искусства дает человеку ощущение быстротечности времени и время, его ход внушали человеку мистический страх. Ощущение четности своего существования. Яркое проявление – барочная поэзия.

4. В мировой истории культуры 1550 -1750 – эпоха барокко

 

22.Маньеризм: мировоззренческие и художественные аспекты.

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).