Началу III тысячелетия.

1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как

единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания

человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от

термоядерного синтеза до солнечных батарей. Как следствие возрастания роли

фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего образования

и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают возрастание

темпов фундаментальных исследований.

2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства

массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими

темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа

жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не только

в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение человека,

его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.

3. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих

религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных

народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу

элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств малодоступной

значительным массам населения (сложность восприятия, требование специальной

подготовки, необходимость знакомства с господствующими фундаментальными

религиозными основами, время). Таким образом, в определённом смысле

прерывается связь поколений, особенно в связи с тем, что из жизни большинства

людей уходит традиционный национальный фольклор, который был другим носителем

нравственности народа. Место традиционной культуры занимает массовая

культура, которая по сути вненациональна и тиражирует унифицированные,

усреднённые образцы внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении,

а не на внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.

4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости

сокращать в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения

практического прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и

открытий, в то время как забота о нравственности направляет нас на

противоположный путь – увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей –

увеличение продолжительности образования, но в увеличении сроков образования

есть существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную

зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной адаптации в

обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося по развитым

странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание человека ускорилось.

Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между физическим развитием и

социальной зрелостью.

5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее

количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей.

Большие потоки миграций породили проблему полукровок.

6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого

мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к существенному

изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль городских и

сельских жителей. Это произошло в результате изменения традиционных

механизмов формирования и передачи нравственности, контроля за её исполнением

и функционированием. Эти традиционные механизмы по прежнему действуют в

сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В городах же мораль

начинает формироваться под влиянием других механизмов.

 

5.2 Урбанизация и её влияние на общество.

 

Урбанизация – это процесс ХХ века. Рост крупных городов был обусловлен

развитием крупной машинной индустрии и необходимостью создать инфраструктуру,

обеспечивающую всёвозрастающие количества рабочей силы (образование,

медицина, система релаксации, обеспечения быта и т.д.). В результате крупные

предприятия требовали в города всё больше людей для своего обслуживания. В

начале ХХ века было всего несколько крупных городов (с населением свыше 1

млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов было свыше полутора сотен,

росли они очень бурно, счёт населения шёл на миллионы. Темпы прироста

городского населения оставались очень высокими всю вторую половину ХХ века.

Города с населением в несколько миллионов человек получили название

мегаполисов.

1. В сельской местности господствует многопоколенная семья, она, как

правило, ведёт совместное хозяйство. Передача традиционных ценностей

осуществляется естественным образом в повторении образа жизни предшествующего

поколения. В городе господствует нуклеарная семья (родители + дети), которая

демонстрирует гораздо большее разнообразие моделей поведения. Это будет

зависеть от уровня образования родителей, материального достатка, социальных

предпочтений.

2. В сельской местности очень сильны механизмы наблюдения за поведением

людей в общине. Каждый считает себя ответственным за поведение другого. В

городе – относительная анонимность поведения, ощущение относительной

бесконтрольности. Человек начинает ориентироваться только на мнение его

микросреды, а это намного более узкий круг, чем тот, что имеет место в

сельской местности.

3. В любом обществе есть люди с отклоняющимся поведением, с

разнообразными склонностями. В сельской местности возможность найти похожих

людей значительно меньше, чем в городе. В результате город даёт более

дифференцированное поведение. В городе больше возможностей познакомится и с

этническими особенностями поведения людей, с религиозными особенностями

поведения, более доступна культура и средства массовой информации.

Существенное влияние на мораль в городах оказывает возрастающий темп жизни.

Это приводит к тому, что в сфере массового общения всё больше

распространяются унифицированные модели поведения, единые для всех социальных

групп и слоёв в сфере массового поведения. Особенности морального поведения,

в том числе религиозной нравственности уходят в сферу семьи, микросреды,

клубов по интересам, - то есть в замкнутые общности.