Сущность и особенности этики ненасилия.

 

Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в

буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали

элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В XIX в. возникают

разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но подлинный толчок к

развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две основные причины:

1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного

самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах была

ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что общество

накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий самого

разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии,

Работодатели – Наёмные работники и т.д.).

2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий

накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов

цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций,

которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей

других людей стали достижимыми.

У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры:

- Махатма Ганди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу

за освобождение народов Индии от колониального рабства,и

- Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в

начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке. Именно

благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где обучались и «белые»

и «чёрные».

Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в конфликте,

того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой стороны

социального конфликта по отношению к представителям противоположной стороны.

Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для мужественных

людей». Он первым сформулировал основные принципы этики ненасилия.