Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:
1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах
Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение
окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты,
состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти
объединения имели ярко выраженную террористическую принадлежность. На каждой
территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В России
направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет охоты.
Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им удавалось
проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать общественное
мнение.
2. 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной
Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить
технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были
представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция,
студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых рубежах
цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического прогресса
чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а может быть даже
и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал недовольство. Хотя
выступления были массовыми, но разные слои и группы участников имели своё
видение проблемы и своё видение путей выхода из сложившейся ситуации. Они не
были едины в своих требованиях и целях, и не достигнув взаимопонимания между
собой, не могли оказать на общество сильного воздействия. Взгляды участников
расходились очень значительно. Одно из направлений этого движения: философия
хиппи: «Возврат человека к природе и полный отказ от благ цивилизации». Не
найдя понимания и поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины,
которые поселились в труднодоступных местах и на практике пытались
реализовать свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала
за отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от некоторых
направлений исследований, о введении мораториев на исследования, опасные для
мира. Они говорили об изменении темпов цивилизационного развития. Больше
всего они взывали к нравственности, призывали выработать личные принципы и не
участвовать в производстве, которое может быть опасным.
Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализма. Последние
30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических науках, системе
коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них населения планеты
резко возросли и последствия пути неограниченного воспроизводства стали более
очевидны. О нехватке питьевой воды заговорили даже в Западной Европе.
Появились проблемы, связанные с изменением человеком планеты и способностью
адаптироваться к окружающей среде (появилось много младенцев с патологиями
развития).
Характеристики последнего этапа:
· Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения
постепенно структурировались и превращались в общественные объединения,
движения и партии. В ряде стран эта организационная деятельность прошла так
успешно, что они стали оказывать большое влияние на общество и политическую
жизнь (так называемые «Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить
в парламенты, и, соответственно, воздействовать на законодательство.
· Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики
самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд
мусульманских организаций, особая роль в современный период принадлежит
католической церкви, но не в лице её руководителей. В среде католических
священников оформилось мощное течение, которое возглавили теологи из
университетов Западной Европы. Суть взглядов этого течения следующая:
Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере взаимоотношений с
природой положение, за беспечность людей, за потребительское отношение к
природе, за бездумную эксплуатацию природных богатств, - значительная доля
вины за всё это лежит на церкви. Эта вина связана с теми нравственными
трактовками библии, которые сложились в начале нашей эры, были приняты
церковью на вооружение, пропагандировались ею и внедрялись в сознание. В этих
трактовках человек – господин природы, а природа должна была удовлетворять
потребности человека. Не говорилось, что человек – неотъемлемая часть
природы, что её гибель есть и гибель человека. В качестве выхода они
предлагают пересмотреть с современных позиций всё то, что связано в библии со
ззаимоотношениями человека и природы, изменить нравственные ориентиры и
сделать это основой современной проповеднической деятельности церкви с тем,
чтобы постепенно изменить мировоззрение человека, его способы действий и
взаимоотношения с природой.
Идеи этики самоограничения.
С одной стороны, идеи этики самоограничения очень понятны на обычном уровне
сознания: если что-то исчерпывается, то это нужно беречь. Но с другой
стороны, распространение этих идей наталкивается на целый ряд проблем.
Следует изменить приоритеты в развитии цивилизации, потоки и способы
инвестирования, а также отказаться от целого ряда направлений в
удовлетворении потребностей. Это ведёт к перераспределению финансовых потоков
в научных исследованиях, а с другой стороны, требуется изменить сложившийся
десятилетиями образ жизни человека. Суть этого изменения в переходе от ничем
не сдерживаемого расширения производства и потребления к принципу умеренности
и достаточности для полноценного развития человека. Приоритеты общественного
производства и потребления должны перейти от материальной сферы к сфере
духовного производства и потребления.