Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и
формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные
представления о добре и зле. Эти первые представления были выражены в древних
эпосах, например «Сказание о Гильгамеше», в ранних литературных
произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и
поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Основная изучаемая
проблема в эпосе о Гильгамеше (др. Шумер) – вопрос смерти и бессмертия. Вывод
– бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя.
В 6 в. царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и
плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре,
все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение и т.д.
Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но
очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле
философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные
механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.
Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика
стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение,
развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических
систем. Сюда входит:
· Осмысление профессиональной этики;
· Этика замкнутых идеологизированных систем;
· Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.
Третий раздел этики – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории
этических учений.
Четвертая часть – раздел моральной прогностики. Почти с самого рождения науки
учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот
раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть
уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением
социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось,
что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными
изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на
нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.