Системах.

Подбор членов замкнутой системы ведётся с учётом наличия необходимых для

деятельности личных нравственных качеств. Однако есть несколько качеств,

которые должны присутствовать у членов такого рода систем всегда, независимо

от конкретных целей и средств их достижения. Это является следствием их

определённой закрытости от общества, проистекающей от сути системы, ибо в

основе лежит идея несогласия со сложившейся социальной практикой. Степень

этой закрытости может быть различной: от почти полной (масонские ордена) до

весьма относительной (ряд партий и общественных движений), но в той или иной

степени эта закрытость есть всегда. Причиной является нежелание опорочить

идею негативными впечатлениями, производимыми конкретными людьми, причастными

к её реализации, стремлением скрыть некоторые цели, которые могут быть не

восприняты обществом и т.д.

Основные качества, определяемые сказанным, следующие: преданность идее,

преданность организации и товарищам, определённая степень аскетизма в личной

жизни (чтобы не привлекать внимания к организации) и т.п.

Однако, как бы постепенно, последовательно, не вёлся отбор – приглашение к

сотрудничеству новых членов, всегда есть возможность, во-первых, ошибиться в

наличии у человека тех или иных качеств, они могут быть недостаточно выражены

с точки зрения системы, могут быть негативные личностные качества, которые

полностью девальвируют то хорошее или нужное для организации, что есть у

человека. В связи с этим, все замкнутые идеологизированные системы имеют, как

правило, многоступенчатую систему приёма новых членов. Например, вступлению в

монастыри чаще всего предшествуют ступени воспитанников, затем послушников. В

масонских структурах имеется не менее шести ступеней посвящения, в КПСС –

кандидаты в члены партии, члены партии и т.д.

На первой ступени закрытой идеологизированной системы, как правило, весьма

ограничено знакомство вступивших с большинством окончательных целей, с

деталями структуры, иногда и с большим числом членов организации. Делается

это в целях сохранения замкнутой идеологизированной системы, если вновь

принятые окажутся по своим нравственным личностным качествам неподходящими и

с ними придётся расстаться.

Кроме того, все замкнутые идеологизированные системы имеют внутренние

структуры, подсистемы, задача которых отслеживать нравственное состояние

членов организации, формировать и углублять уже имеющиеся нравственные

качества, необходимые для успешного достижения стоящих перед такой структурой

целей. Часто имеется и хорошо проработанная практика наказаний, действующая

внутри замкнутой идеологизированной системы, в том числе нечто вроде тюрем,

ссылок, и даже иногда смертная казнь.

Например, в КПСС структурой, ответственной за соблюдение норм морали членами

партии были партийные комиссии, в качестве одной из норм наказания одно время

существовал перевод из членов партии ВКП (б) назад, в кандидаты в члены

партии. В церковной практике существует как мера наказания перевод в более

отдалённый приход, приход с меньшим числом прихожан, перевод в отдалённые

монастыри с более строгими уставами, в Русской православной церкви

существовала также практика заключения в монастырях. Такого рода функции

религиозной тюрьмы около двух столетий исполнял Соловецкий монастырь.

Смертная казнь обычно используется только в сверх замкнутых системах:

например, террористические организации, партизанские отряды, вольные суды в

Германии, которые существовали с XIII до XVIII века.

Существует и практика назначения специальных официальных лиц, ответственных

за нравственность членов организации. Так, в секте мормонов священнослужители

делятся на две группы: первые отвечают за культовую, обрядовую деятельность и

за финансовую деятельность общины, вторые – за нравственность членов общины,

причём вторые по своему статусу выше первых.