Моральный выбор личности. Моральный конфликт.

Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности

человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда

их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не

осуществляет выбор между добром и злом (Аристотель).

Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о

вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные

обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив

людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа;

может быть и класс.

Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора:

Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой

стороны – субъективная возможность выбирать.

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения,

сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о

свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных

вариантах. Однако, диапазон возможностей выбора не безграничен, он может

ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем

полученного предшествующего образования и т.д.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности

поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между

вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора

ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе

общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить

неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности,

физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д.

По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме

того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный

уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального

выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью

человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают

ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне

пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает

выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов

выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу

выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических

учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими

особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним

обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется

моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так

сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения

называется моральный волюнтаризм.

И та, и другая точка зрения выводят моральный выбор личности за пределы добра

и зла. На самом деле, в ситуации морального выбора объективные обстоятельства

и личное решение взаимообусловлены, и являются системой объективных и

субъективных сторон свободы. Требование следовать в своём решении

нравственной необходимости выражается не только в единоличном поступке;

единичный выбор обнаруживает ориентации в предшествующих выборах и во многом

определяет последующую нравственную деятельность. Поэтому часто случается

ситуация, когда выбор, обусловленный предшествующими поступками и

обстоятельствами, будет только один. Решение «Не могу иначе» – не допускает

других, формально возможных, вариантов.

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся

обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или

иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и

возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.

В ситуации морального выбора возникает проблема активности субъекта, которая

соответствовала бы определённым обстоятельствам – это задача поиска поступка,

который соответствовал бы этим обстоятельствам.

Очень часто человек обнаруживает, что осуществление поступка по законам

добра, следуя одной ценности, приводит к тому, что этот поступок противоречит

пониманию добра в другой ценности. Ситуация, при которой в результате выбора

не может быть прямого добра, а выбор осуществляется между большим и меньшим

злом, называется:

Моральный конфликт. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени

зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет

выбор. Иногда структура ценностей человека так жёстко закреплена, что выбор в

ситуациях морального конфликта становится однотипным, а человек –

предсказуемым. В этих случаях мы говорим о линии поведения.