Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н.э. по IV – V
вв. н.э. (около 10 веков). Культура античности развивается в греции и Древнем
Риме, а также в греческих и римских колониях, в Европе, Африке, Азии.
Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя
и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего
целого. Наиболее полно представление о неразделимости «Мы» и «Я» описано в
произведениях Гомера. Первоначально этические взгляды формировались в русле
философских течений, почвой для этого служили развитая система мифологии,
господствующие религиозные взгляды на место человека в мире и взаимоотношения
с другими людьми. На этом этапе высказывание этических идей выражалось в
чувственно – образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению
сложившегося практического поведения.
Главными вехами этого этапа были:
1. Формирование «семью греческими мудрецами» первых относительно
абстрактных добродетелей.
2. Определение труда как высшей нравственной ценности. Это было сделано
Гесиодом в поэме «Труды и дни» (6 в. до н.э.). Он считал, что всё
справедливо, что нажито праведным трудом, и всё несправедливо, что является
плодом чужого труда (присвоенного).
3. Гераклит впервые формулирует основное противоречие морали. Нормы
рождаются в общественном сознании; носят предельно общий абстрактный
характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.
«Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его
нет, так как они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том
числе), люди тешат свою чувственность» (Гераклит).
4. Пифагор разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования
замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической
форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ
функционирования этой школы.