Синкретизм первобытной культуры.

Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность проявляется на всех уровнях бытия и сознания. В этот период художественная деятельность и ее плоды вместе со всем духовным производством были “непосредственно вплетены” в материальное производство. Обычные хозяйственные предметы и повседневные действия имелидополнительное, сопутствующеемагическое и художественное значение. Содержание этих дополнительных смыслов порождаломифологическое сознание древнего человека, ибо всякая духовная жизнь первобытного общества определялась мифологической моделью мира.

Синкретизм сознания, обусловленный синкретизмом деятельности, порождает же синкретическую ментальную структуру - миф. Миф – это система рациональных знаний об окружающем мире, отраженная в сознании человека средствами, соответствующими той стадии развития общества, в которую он возникает. Или, как определяют культурологи, Миф отражается в формах, изоморфныхбытию, на ранних этапах социокультурного развития в конкретно-чувственных образах, а в период Нового времени обогащенных абстрактно-рациональными знаковыми системами.

В итоге вся культура во все времена являетсяспособом опредмечиваниямифов.Первобытное искусство, возникавшее именно как средство опредмечивания мифов, превращало эти знания во всеобщее достояние, транслируемое изпоколение в поколение как система мировоззрения.

Уже на ранних этапах развития первобытного общества в изображении зверя и человека появляются первые черты двух стилей первобытного искусства: жизнеподобного и условного. Первоначально изображение зверя, как наиболее близкого человеку объекта окружающего мира, тяготело к натуральности, изображение же человека, члена родовой общины - к условности. По-видимому, здесь зарождалось разделениеизобразительности и выразительности: зверя надо изобразить, человека - выразить.

Выделение человека из мира природы, осознание им окружающей среды и себя самого в ней привели к формированию мифологического сознания – особого способа познания окружающего мира, основанного на духовной общности человека и природы и умении человека активно взаимодействовать с природными силами и стихиями.

Именно в это время формируются все известные виды художественного творчества. Человек начинает заниматься художественным творчеством не для украшения своего быта. Искусство становится жизненно необходимым человеку: при помощи ритуальных танцев и песнопений человек взаимодействует с миром природных стихий и духов; нанесение орнамента на предметы быта и одежды, а также в виде татуировок на тело человека выполняет функцию охраны, оберега, а также шифрует важную информацию, заменяя не созданную еще письменность.

Таким образом, искусство играет роль накопителя знаний человечества, обладает способностью передавать накопленный опыт из поколения в поколение, содержит в себе функции оберега и служит посредником между миром людей и окружающим их загадочным, нередко враждебным миром Природы, Космоса, непостижимых Сил, управляющих этим Миром.

Первобытное искусство дает нам возможность выйти на анализ ритуала, который имел в первобытном обществе, чрезвычайно большое социокультурное значение. Охотничья пляска развивалась от простой имитации охоты к ее символическому выражению с магической функцией. Она превращалась в сложное синкретическое образование, где текст, жест, звуковое оформление, изобразительные средства создавали мистериальную модель взаимоотношений: человек - мир, человек - социальный коллектив.

Первобытное общество уделяло особое внимание родовой памяти, и художественная культура выполнила здесь важную роль. Постоянное воспроизведение исходного текста, с одной стороны, освящало сам текст, превращая его в символ или даже в архетип, а с другой - предъявляло особые требования к средствам этого воспроизведения, формируя прочную художественную традицию.

В таких условиях идеальным способом вторичноговоспроизводства образов являлось так называемое «исполнительское искусство», наиболее полно выражавшееся в коллективной деятельности. Наличие у всего коллектива общей, идентичной памяти делало крайне трудным возникновение внутри данного типа художественной культуры каких-либо новых форм.

Тип художественного сознания не является врожденным и не наследуется генетический, поэтому возникала необходимость в трансляции культуры от поколения к поколению и обучение каждого нового члена родо-племенного коллектива. Это обучение осуществлялось, прежде всего, в обряде, именно в нем общество вырабатывало те механизмы, которые затем становились средствами социализации индивидуума. Таким образом, первобытное искусство являлось важным социально – воспитательным механизмом древнего общества.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Разъясните особенности понятий «культура» и «цивилизация».

2. В чем состоит принципиальное отличие художественного творчества от духовной и материальной деятельности человека?

3. Как вы понимаете определение «культурный человек»?

4. Что такое синкретизм и где он проявляется?

5. Что такое миф? Раскройте суть явления.

6. Приведите примеры произведений искусства более поздних эпох, которые имеют целью:

а) изобразить что-либо или кого-либо

б) выразить мысль, идею, чувства и т.п.

7. Каким качеством обладает искусство, если его основные виды родились в магическом ритуале?

8. Выделите общие черты ранних форм функционирования культуры и фольклорного периода развития национальных культур; на примере русской фольклорной традиции?