Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.

С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими индивидуальными особенностями и историческими судьбами. В основе каждого регионально-исторического типа лежит особая разновидность земледельческой общины.Оседлый образ жизни приводит к созданию первых городов и государств. Начало этого периода датируется: на Ближнем Востоке – VII тыс. л. до н.э., в Западной Европе – IV тыс. л. до н.э., в Америке – III тыс. л. до н.э., в Китае – II тыс. л. до н.э.

На смену эмоционально-напряженному и настороженному сознанию охотника, ориентированному на непосредственный результат, пришло гораздо более спокойное и размеренное сознание земледельца, способного работать ради сравнительно отдаленных целей. Освоение гончарного круга и обработка металлов, а позднее и примитивного ткацкого станка постепенно превращало и эти древнейшие виды промышленной деятельности в специализированные ремесла.

В земледельческом обществе начинает меняться пространственная организация (по сравнению с охотничьей). Пространственные представления охотника организованы линейно: любой отрезок тропы может быть продолжен в любом направлении или оборваться в любой точке. Сознание первобытного охотника представляет собой открытый и неструктурированный континуум, движение «из никуда в никуда». Это хорошо видно на всех наскальных рисунках древнего человека.

В пространственных представлениях земледельца, пустившего корни на определенном месте, присутствует вполне конкретная точка отсчета, допускающая упорядочение пространственного континуума.Такой точкой отсчета оказывается земледельческий центр (город), а пространство группируется вокруг него концентрическими кругами, образуя уходящую за горизонт систему сплошных сфер. Сознание земледельца концентрично в пространственной системе координат и циклично – во временной. Кругозор земледельца ограничен достижимыми пределами. Далекие неизвестные земли его не манят, да и не существуют в его сознании. Время движется по кругу, замкнутому в земледельческий производственный цикл.

На Востоке (от Египта до Китая) земледельческие общины и утверждавшиеся в результате их слияния ранние государственные образования надстраивались прежде всего над ирригационной формой земледелия, что предполагало коллективный труд и его централизованное административное регулирование, отдельный человек оказывался лишь органом целостного социального организма. Причем, это касалось не только рядового общинника, но и всех уровней бюрократической иерархии, вплоть до всесильного правителя-деспота, который тоже не мыслился как личность, а только как проекция божества. Есть единый маркер,который позволяет рассматривать их как некое единство: рабовладельческий способ производства с двумя основными секторами в экономике государственно-храмовым и общинно-частным.

Государственная власть на Востоке утверждалась в силу естественного роста и развития земледельческих общин, в первую очередь для целей производственно-административных. Для успешного осуществления властиличность правителя обожествлялась. Это, с одной стороны, способствовало взаимному отчуждению власть имущих и подданных; переводу добровольных отчислений подданных в центральную казну в статус обязательных налогов посредством превращения в безусловный дар деспоту-богу, неисполнение которого грозило бы отлучением от высшей благодати. С другой стороны, обожествленный правитель поощрял служение своих подданных не столько с помощью земных благодеяний, сколько заступничеством за них перед высшими иррациональными силами. Таким образом, первобытная поглощенность личности коллективом не преодолевалась, а наоборот, укреплялась.