Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.

Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического). Так, например, в архитектурном памятнике, или любом памятнике изобразительного искусства, художественный смысл изначально был неотделим от его утилитарного назначения и от того магического (или религиозного) значения, какое ему придавалось. Мы не знаем ни одного памятника древневосточного искусства, который был бы создан только для того, чтобы продемонстрировать мастерство ваятеля, живописца и т.д., памятника, в котором художественное совершенство исполнения было бы важнее его практического назначения, т.е. оказало бы сколько-нибудь существенное воздействие на его утилитарные качества.

Другая общая особенность памятников древневосточного искусства - отчетливое преобладание в них информативного начала. Причем, эта информативность неразрывно связан с утилитарностью памятников искусства земледельческих цивилизаций. Любое изобразительно искусство (архитектура, скульптура, живопись) обладает изначально способностью сохранять и передавать информацию, независимо от того, в расчете на разум или чувства эти сведения передаются. Наиболее полно это качество проявлялось в предписьменный период, когда рисуночное письмо (пиктограммы, иероглифы) и становится главным способом передачи информации.

Третья важная особенность древневосточного искусства - его иерархичность, проявляющаяся в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимают изображенный ранг божества или правителя и его функции. Достигается наиболее простыми способами: тщательным изображением соответствующих регалий царя, который при этом всегда изображается крупнее других персонажей, ему отводится главное место в композиции (например, в верхнем ярусе). Правитель нередко изображается одного размера с богом, что подчеркивает его божественное происхождение.

Со становлением города-государства возникла необходимость в монументальных общественных сооружениях. Классовое разделение общества порождало престижное ранжирование облика жилища, ремесленных изделий, критерием для которых служили по большей части объем и качество их художественной проработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться самостоятельные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись). Таким же образом сложилосьювелирное дело на базе профессионального кузнечного ремесла.

Аналогичен процесс возникновения литературы. Одним из первых прямых следствий неолитической революции явилось возникновение письменности. Она первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, прежде всего учету зерна и других потребительских благ, накапливавшихся в храмовых хранилищах. Так, примерно 99% собрания древних глиняных табличек состоят именно из хозяйственных записей. Однако в дальнейшем использование письменности становилось все более универсальным, распространяясь на политическую, административную и религиозную деятельность. Расширение сферы применения письменности привело к образованию особого профессионального сословия - писцов и специального института по их подготовке - школы. Именно в этой среде появляются первые профессиональные литераторы, которые поначалу просто фиксировали и систематизировали мифологические предания и религиозные гимны. Так изменялась форма существования мифа, который переходил из устной традиции в письменную, знаменуя тем самым зарождениеэпической поэзии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Как изменила первобытную культуру «неолитическая революция»?

2. Выделите основные элементы присваивающего и производящего хозяйства, которыми человек пользуется и сегодня?

3. Какая взаимная связь существует между изменениями общественной жизни, развитием ремесел и появлением художественного творчества?

4. Какова роль личности в культуре, выросшей на основе земледельческой общины?

5. К чему привела сакрализация государственной власти?

6. Какая из характеристик является главным типологическим признаком земледельческой культуры?

7. Поясните основные качества художественной культурыземледельческого (древневосточного) типа: утилитарность, информативность, иерархичность.

8. Продемонстрируйте эти качества на примере трех любых памятников культуры Древнего Египта (Междуречья, Древнего Китая, Древней Индии – на выбор).