Реферат На тему: «Понятие и сущность этики в исламе»

Московский Университет МВД России

 

Кафедра профессиональной этики

 

 

Реферат

 

 

На тему:

 

«Понятие и сущность этики в исламе»

 

Выполнил: Проверил:

Рядовой милиции Республики Таджикистан преподаватель кафедры

Курсант 532 уч.взв. профессиональной этики,

Дулятова Э.Р. Фролкова Ю.С.

Москва-2009г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2

Понятие и сущность этики в исламе. Коран как «этический кодекс» мусульманина................................................................................………...5

Заключение ………….…………………………………………....……………13

Список использованной литературы…………………………….………15

 

Введение.

 

Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.

Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

Возможно, именно тогда можно будет найти общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн.

В настоящее время возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитательно-образовательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, а также в высших учебных заведениях. Это связано с приобретением государственного суверенитета Республики Таджикистан, принятием Конституции Республики Таджикистан, Закона РТ «Об образовании», разработкой «Концепции национальной школы Республики Таджикистан», «Концепции развития дошкольного воспитания» и других директивных документов, принятых в Таджикистане, с учётом социально-экономического и духовного развития общества. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.
Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований. В этих исследованиях понятия «традиция», «обычай» определяются с учётом задач каждой отрасли общественных наук. Это объясняется тем, что в научной литературе нет единого, общепринятого определения. Мы вправе отметить, что многие исследователи подходят к решению вопроса с различных позиций, прежде всего с точки зрения интересующих их проблем. Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений, присущих общности людей - нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д.
Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. По нашему мнению, воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида. Обычаи - правило социального поведения, воспроизводящееся в определённом обществе или социальной группе, укоренившееся в привычке, быте и сознании их членов. Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению ребёнка к духовной культуре, формирует унаследованный стереотипный способ поведения, знакомит с образцами поведения (так надо поступать или так не надо поступать). Термин «традиция», «обычай» часто отождествляется с термином «обряд», «ритуал», «церемония». Обряд, являясь традиционным символическим действием, сопровождает важные моменты жизни и деятельности индивида, группы общества, требует определённого вида поведения. Он оказывает эмоционально-психологические воздействия. Важная социальная функция обряда, включающего в свою структуру ритуал, церемонию, - это формирование нравственных качеств личности. Обряд может выступать как норма поведения, реализует нормы права, формирует стереотипное поведение, привычки, которые, в свою очередь, оказывают на ( жизнь людей регламентирующие воздействия. Практика показывает, что на протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию определенного типа личности. Особенность их воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким-то одним возрастным периодом жизни человека. Каждый человек, живя в обществе, все время находится в сфере действия его обычаев и традиций. Выполнение их требований и предписаний оказывает значительное и постоянное воздействие на формирование мироощущения, культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным
явлением, традиции выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.
Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ национальных традиций и обычаев таджикского народа, как и у других народов мира, является важнейшей задачей современной педагогической науки. Следует отметить, что многие ее вопросы, не получившие важного освещения в историко-педагогической науке, остро нуждаются в углублённой, всесторонней творческой разработке, в особенности вопросы нравственно-трудового и художественно-эстетического воспитания детей в разных периодах формирования личности в семье.
Проблема семьи, семейного воспитания детей в соответствии с общепринятыми духовными ценностями особое значение приобретает в период изменения социальных структур и социально-экономических отношений. Следует отметить, что события последних лет и изменения в обществе тяжело переживаются взрослым поколением.

 

Понятие и сущность этики в исламе. Коран как «этический кодекс» мусульманина

Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман… Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в… Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и…

Заключение.

Ислам – удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране. «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3).

Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.

Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость – вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.

Философ Бертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру» (5;11).

Историк Роберт Блифолд писал: «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами» (5;12).

Стенвуд Кобб (основатель всемирной ассоциации прогрессивного просвещения): «Ислам был фактически родоначальником эпохи Возрождения в Европе» (5;12).

Артур Леонард: «Ислам стал той вехой на страницах мировой истории, всю значимость которой наш мир сможет постичь лишь поднявшись на должную высоту» (5;12).

 

 

Литература.

1. Взгляд на ислам. ВАМУ. Сантлада, 1992.

2. Иванов В.Г. История этики средних веков, СПб., 2002.

3. Ислам, общество, культура./ред. Селезнев, Омск, 1994.

4. Коран. М., 1992.

5. Прохорова В.М. Перевод смыслов Корана. М., 1997.

6. Салих бин Абдуллах бин Хамид. Понятие мудрости в деле призыва к Аллаху //http://www.islam.ru

7. Ханиф С. Что должен знать каждый об исламе и мусульманах. Киев, 1998.

8. Экологическая этика и религия //http://www.ecolife.org.ua

9. Мусульманская историография./пер. А.Грязневича.,/арабская литература - М.; ИВЛ, 1960. – С.122

 

 


[1] Кора.н, А.Крачковский – 1992 г. – С-П.

[2] См. Там же

[3] См:Там же

[4] Аш-Шахрастани. Книга о религиях. – С. 131 – 135 (матн.), 221-222 (тавзехот)

[5] Мусульманская историография./пер. А.Грязневича.,/арабская литература - М.; ИВЛ, 1960. – С.122