Реферат Курсовая Конспект
Высшие нравственные ценности - раздел Культура, Зеленкова: Этика 1. Категории Добра И Зла В Этике. 2. Проблема Борьбы Добра И Зла....
|
1. Категории Добра и Зла в этике.
2. Проблема борьбы Добра и Зла.
3. Долг и совесть в нравственной жизни личности. Концепция авторитарной и гуманистической совести.
4. Проблема несправедливости в этике.
Соловьёв «Оправдание добра»; Скрипник «Моральное зло»; Фромм «Человек для себя»Ю Роулз «Теория справедливости».
1. Добро и Зло – наиболее общие понятия/категории в этике.
Добро – всё морально положительное.
Зло – всё морально отрицательное.
То, что воссоздаёт человеческую жизнь как таковую; совершенство.
Добро способствует достижению блага.
В первобытном сознании Добро и Зло характеризуются … и имеют мат-пр характер.
В мифологии они …
В эвдемонизме – добро = счастье;
в утилитаризме – добро = польза;
в гедонизме – добро способствует чувственному наслаждению.
В современном выражении добро рассматривается как собственно моральное благо; добро есть то, что способствует совершенствованию. Зло – то, что сеет вражду, способствует деструктулизации.
Различие Добра и Зла – идея сущности человека.
Добро, смыслы:
- относительное Добро – благо важнее для чего-то другого; совершенно конкретное благо.
- абсолютное Добро – Добро как чистая идея, то, что противостоит Злу; трансцендентное начало.
Проблемы борьбы со Злом: от неприятия зла (пассивная) до активного противодействия.
Зависит от:
Проблема соотношения целей и средств в процессе борьбы со Злом.
Концепция этического ригоризма – не приемлет аморальных средств;
историзма – подтверждает значимость зла в истории;
меньшего Зла – необходим минимум злых средств в определенном контексте;
… - …
- этики ненасилия – (христианская доктрина; древнеиндийская ахимса – невреждение всему живому).
Христианство: заповедь любви; непротивление злому; ограничения собственной воли ради блага другого; самосовершенствование; достижение идеалов совершенства;
Апостолы ненасилия: Лев Толстой Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг.
Уровни:
- мировоззренческий – принцип; принципиальный запрет насилия; принципиальное разграничение добра и зла;
- морально-практический – стратегия и тактика осуществления ненасильственных дейтсвий.
Ненасилие – ограничение своей воли ради признания чужой воли, его способности к свободному, нравственному решению.
Антропологическое основание. Ненасилие сотрудничество (позитивное) выводится из двойственности человека. Этика ненасилия утверждает только позитивный. Принципы:
- отказ от монополии на истину;
- критика того, что может провоцировать враждебность;
- стремление понять, уважать оппонента, найти решение, уважающее достоинство оппонента;
- борьба со злом, но любовь к людям, которые за ним стоят;
- принцип открытости поведения.
Долг и совесть – особый «механизм» морального существования, благодаря которому моральные ценности преобразуются в морально-психологические установки личности, поэтому они также являются моральными ценностями.
Долг – моральная необходимость, ставшая субъективным моральным принципом (максимой). Противоположен внешним факторам (чужая воля, внешний принцип)
Стыд:
- негативное, болезненное переживание;
- задаётся значимостью социального окружения;
Совесть - способность человека осознавать и переживание нравственного долга, что реализуется в критической оценке чувств, мыслей, поступков. Присутствует универсальное начало (голос Бога). Судилище, присутствующее в человеке. Фромм, концепция:
- авторитарная;
-гуманистическая – собственный голос личности, свидетельствующий об исполнении человеческого ….
Авторитеты:
- рациональные – определяется компетентностью, способность решать определённый круг задач;
- иррациональные – поддерживается властью и страхом.
Концепция справедливости – Аристотель. Справедливое по отношению к другому есть равенство людей (как уникальных личностей). Это основная добродетель. Нравственно приемлемая мера конфликтности человеческого общежития.
Эссе | |
1-я лекция | 1. Интерпретация морали как закона человечности. |
2. Объясните смысл золотого правила нравственности. | |
3. Критика парадигм. | |
2-я лекция | 1. «Не сотвори себе кумира» - объяснить нравственный смысл. |
2. «Спешите делать добро» - дать интерпретацию. | |
3. Сартр сравнивает мораль с искусством и характеризует как творчество и изобретение – дать интерпретацию. | |
4. Какие ошибки содержатся в суждении «У каждого своя мораль». | |
3-я лекция | 1. Как правильно оценить нравственный поступок? |
2. Гегель: «Произвол – худшая несвобода». Почему? |
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Литература... Зеленкова Этика... Этика ред Миша книа и Яскевич Я С Гусейнов Апресян Этика...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Высшие нравственные ценности
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов