Тема 3. НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

 

В психологии личность человека имеет целый ряд характеристик - характер, темперамент, психологический тип. В этике личность характеризуется нравственным типом. При социальном взаимодействии с людьми, особенно в процессе управления, необходимо всегда помнить, что у них разные жизненные ценности, смысл жизни, жизненная позиция. Руководителю следует понять, к каким нравственным типам принадлежит каждый из подчиненных, его руководитель, коллеги, а также он сам. Это позволит говорить с людьми, используя близкие им понятия, даст возможность лучше понять других и найти взаимоприемлемый компромисс.

Согласно одному из научных подходов, можно выделить пять основных нравственных типов личности: потребительский, конформистский, аристократический, героический и религиозный.

В основу классификации положены следующие признаки:

1) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье, справедливость);

2) источники морального закона (общество, Бог, сама личность);

3) значимость:

- мотива или поступка;

- идеи или чувства;

- норм или идеалов;

4) приверженность:

- долгу или привычке;

- индивидуализму или коллективизму;

- социальной или внесоциальной ориентации;

5) жизненная позиция:

- активная или пассивная;

- нетерпимость или терпимость;

- прагматическая или специфически моральная.

Рассмотрим основные характеристики каждого из названных типов личности.

1.Потребительский тип. Люди данного типа еще не могут понять, как поступок может быть бескорыстным. Они считают, что единственным мотивом нравственного поступка может быть выгода, т.е. нравственное поведение должно вести к успеху, получению благ и, в конечном счете, к счастью.

Главная ценность – стремление к земному счастью, к жизненному материальному успеху.

Этот тип личности привержен социальной ориентации, т.к. ценности для него – это ценности социальные.

Люди данного типа имеют активную социальную позицию.

Источник морали – сам человек и ситуация. Поскольку ситуации разнообразны, то и правила морали относительны.

Мотив поведения – польза, выгода.

2. Конформистский (соглашательский) тип – один из самых распространенных типов личности. Их добродетель держится на согласии с окружающей социальной средой. Без поддержки общественного мнения они быстро «сбиваются с пути», т.к. не в силах самостоятельно поддерживать нравственные ориентиры. Действительно, тот, чья нравственность зависит от одобрения и осуждения окружающих, очень легко поддается чужому влиянию.

Высшая ценность – общность с социальной средой.

Источник морали – общественное мнение.

Приверженность – социальная ориентация, коллективизм.

Мотив поведения – быть как все, принадлежность.

Личность пассивна в сознании, но критерием нравственности для неё являются поступки. Отсюда следует нетерпимость к другим моральным системам и терпимость к нарушителям норм в своей среде. Но если была отвергнута традиционная групповая норма, то кара будет беспощадной.

3. Аристократический тип. Отличительная черта – чувство собственного достоинства, которого нельзя отнять. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а перед самим собой. Нравственная личность такого типа противостоит любым общественным условиям и правилам, если они не согласуются с ее совестью.

Высшая ценность – свобода быть самим собой (поэтому людей данного типа сложно сломить невзгодами или угрозами).

Приверженность носит асоциальный характер, индивидуалистический. Мораль такого человека – лишь его мораль.

Жизненная позиция – пассивная в поведении. Терпим к чужим взглядам и слабостям. Человек сосредоточен на своем внутреннем мире.

Источник морали – духовная традиция предков, совесть.

4. Героический тип. Всегда борется с обстоятельствами (события, люди, идеи). Герой борется со всем, что не выдерживает сравнения с его идеалом. Так как наш мир далек от совершенства, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, личность данного типа потом вынуждена сражаться со всем миром. Опасность в том, что можно бороться ради борьбы, осознавая себя хорошим, правильным человеком. Самая опасная проблема, подстерегающая людей данного типа – проблема цели и средства.

Главная ценность – справедливость.

Мотив поведения – рациональная аргументация.

Приверженность социальной ориентации, нацеленность на перспективу, активность.

Наиболее значимое чувство – чувство долга и идеалы.

5. Религиозный тип. Данное наименование очень условно. К этому нравственному типу могут относиться даже атеисты в то время, как верующие могут принадлежать к героическому, конформистскому и даже к потребительскому типам. Но чаще всего религиозный тип встречается у истинно верующих людей.

Источником морали является Высшее личное или Высшее безличное, поэтому моральный закон выше социального. Он проявляется в голосе совести.

Главная нравственная ценность – смысл жизни, который выходит за границу человеческой жизни.

Жизненная позиция – терпимость к миру, внутренняя активная работа по самосовершенствованию, активная помощь другим людям.

Мотив – моральное чувство братской любви.

Значимы чувства равенства, братства и единства людей.

Приверженность носит внесоциальный характер (не стремиться к накоплению материальных благ, к власти и т.д.). Личность привержена доброй воле и активной деятельности для других, которая не является самоцелью.

Автор классификации подчеркивает, что в людях обычно сочетаются признаки нескольких нравственных типов. Тем не менее, наблюдая за человеком, достаточно просто определить, признаки каких нравственных типов в нем выражены наиболее ярко.