Отношение к делу

У протестантов дело — это миссия человека в мире, его призвание. Вот как сказал М. Вебер: «…В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека…тот центральный догмат всех протестантских вероисповеданий, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием»». Это представление «о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей «профессиональной» деятельности, в чем бы она ни заключалась и независимо от того, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества (в качестве «капитала»), — это представление характерно для «социальной этики» капиталистической культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститутивное значение». «Человек — лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге…».

Вот как описывает П. Бурышкин деловые качества русских купцов: «На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и стребует по нему отчета…». Такое же отношение к богатству у Русской Православной Церкви.