рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Антропологический материализм Л.Фейербаха. - раздел Культура, Место и роль философии в системы духовной культуры   Осуждая Идеалист Толкование Мышления Как Внеприродной И Сверх...

 

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил, превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во , выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода. Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве. “У прир нет ни начала не конца. все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее метафизично. Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим не устраняет внутреннего различия между ними. Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест внушений теистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств связи с вещами никогда нас не обманывают. Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Зад мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор выводов с чувственными данными.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.

Отвергал идеализм и объявил себя материалистом и атеистом. После невнятных громоздких конструкций, философия Фейербаха была проста и наглядна. Его основные работы: «К критике философии Гегеля» и «Сущность христианства». Фейербах после этих работ сделался необыкновенно популярным.

В его философии звучит мотив свободы как главной человеческой ценности. Своё «освобождение» Фейербах начинает с критики Гегеля. Хочет выпустить на свободу заточного в темнице гегелевских категорий «абсолютного духа», который оказывается обыкновенным человеческим сознанием, оторванным от реального человека и обожествленным. Философия не в состоянии достичь истины, пока она остаётся в царстве чистой мысли. Поэтому надо изучать живую жизнь, природу как первоисточник нашего мышления. Материальный мир существует независимо от мышления. Сознание есть порождение природы. Главная ошибка идеализма - отождествление бытия и мышления. Между мышлением и бытием существует единство.

Религия стала вторым противником Фейербаха. Религия представляет совокупность фантастических образов несуществующего, плод невежества. Подлинный источник религиозной веры – чувство зависимости, которое человек испытывает перед лицом неподвластных ему стихий. Способствуют воображаемому чувству мощи и порождают фантастические способы их преодоления.

По мысли Фейербаха, человек не осознаёт, что он, в сущности, боготворит самого себя.

Интерпретация феномена религии как процесса отчуждения человеческой сущности есть, наверное, гениальное прозрения Фейербаха. Однако реальных средств преодоления этого отчуждения он не нашёл. «Для человека нет существа выше человека». Любить человека надо не потому, что это угодно Богу, а потому, что это – человек.

Философия Фейербаха обычно квалифицируют как «антропологический материализм» («антропос» - человек, «логос» - слово, понятие). Однако позитивная часть получилось слабее критической. Он не сумел воспринять главных находок своих критикуемых учителей – диалектики и историзма. Оттого и грешит его концепция антиисторизмом )сущность человека берётся с чисто биологической стороны), натурализмом в трактовке общественных отношений (главным признаются психологические и физиологические), созидательностью в гносеологии (как будто не было достижений Канта и Фихте в выявлении активнейший роли субъекта познания) и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Место и роль философии в системы духовной культуры

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ Йога означает сосредоточение ее основателем считается мудрец Патанджали II... Этическое учение И Канта... Иммануил Кант родился в столице восточной Пруссии Кенигсберге Его отец ремесленник был достаточно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место и роль философии в системы духовной культуры.
Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)
Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий на

Философия и наука.
Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количест

Функции философии.
На значение философии лучше всего указывают ее функции: 1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и

Материализм и идеализм как основные направления в истории философской мысли.
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направле

Проблемы познаваемости мира. Агностицизм и его аргументы.
Важный философский вопрос заключается в том, познаваем ли мир и различные процессы в нем – физические, биологические, экономические и т.д. Научная философия всегда отвечала на данный вопрос положит

Противоположность диалектики и метафизики как способов познания и мышления.
Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее

Учение Платона о бытии, душе и познании.
Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существование 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красо

Человек и космос в античной философии.
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рас

Элементы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона и Аристотеля.
Диалектика- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, само понятие диалектика возникло в хо

Жизнь и философствование Сократа.
СОКРАТ. Афинянин - собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабочей демократии. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Атомизм предполагал существование бесконечного множества, допуска

Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. (По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным.) Если вещ

Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм.
Средневековая философия, представляет собой три единства: содержание, методов и цели. Содержание определяется принципом теоцентризма («теос»-Бог). Данный принцип утвердился в филосо

Основные философско-эстетические концепции античности (Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур).
Протагор-софист-софисты обучали не конкретным знаниям, а знаниям необходимым человеку для общественной жизни (политической). Сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Ч

Рационалистическая философия XVII века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, все

Философия Древней Индии.
в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпически

Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддиз

Философия и мировоззрение.
Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией

Философия Древнего Китая.
. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв.

Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.
В такие периоды особ-но важно: а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или

Социально-философские учения эпохи Просвещения.
Выступая против теологического объяснения общественных процессов, французские просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Из этого принципа они выводили

Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский).
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно

Философия всеединства В.С.Соловьева.
Религ-ная фил В Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядовв кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-ва, природы и бога. Идея богачел-ка или божеств природа чел-ка. Е

Философские идеи русского консерватизма (К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев).
под консерватизмом поним социал-фило концепции, обосновыв необходимость сохранен и поддерж исторически сложив-ся форм госуд-ой и общ-ной жизни, ее морал, право, религиоз и семейных основ. Вл

Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева. Свобода и творчество.
Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, свя­зан с человеком, смыслом его быти

Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) – писатель, мыслитель. Религиозный экзистенциалист. Для Достоевского главная забота – прежде всего спасение человека и забота о

Диалектика свободы и ответственности человека
Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдание. Человек должен пройти испытания бременем свободы, через все страдания и муки, св

Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
- одна из теорий локальных цивилизаций. Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871) Единой всемирной ци

Русская философия, ее особенности и основные этапы развития.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов, происходивших н

Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил (Хейдеггер, Сартр, Камю). Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и лично

Иррационализм как направление философии (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд).
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной зак

Л.Фейербах о сущности религии.
§1. Л.Фейербах о сущности религии. Теология как антропология. Представление о боге как обожествленном существе человека. Основа религии -- чувство зависимости человека и его эгоизм. Причин

Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.
Славянофильство и западничество - противоположные течения русской социально-философской мысли, сложившиеся в напряженной полемике конца 30-40х гг. XIX в. о месте России в мировой истории. В центре

Понимание диалектики в философии Гегеля. Законы диалектики.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило в своем развитии; что развитие происходит не по замкнутом

Диалектико-материалистическая философия марксизма.
В материалистической диалектике человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило на

Философия истории Гегеля.
Поскольку история человечества есть проявление мирового духа, развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также ес

Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)
Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг. Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор св

Критическая философия И.Канта (задачи, основные проблемы и понятия).
периода в творчестве И.Канта: 1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.). 2. Критический

Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания. Учение о «вещи в себе»(или о сущности и явлен

Система и метод философии Гегеля.
Виднейший представитель немецкой классической философии – Гегель (1770-1831 гг.). Его великий вклад в философию заключается в том, что он впервые представил природу, общество и духовный мир людей в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги