рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - Лекция, раздел Культура, Тема 1.Теоретические основы культуры План 1. Два Лика Культуры (Специализированный И Обыденный Уровень)...

План

1. Два лика культуры (специализированный и обыденный уровень)

2. Современные трактовки понятия «культура» в научных текстах (классификация культуры)

3. Материальная и духовная культура

4. Основные теории культурогенеза и современные подходы к пониманию явления культура

Ключевые слова, термины и даты:

Генезис (гр.genesis)- происхождение, возникновение, процесс образования и становления развивающегося явления.

Доминирующая культура («официальная культура») – Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества

Кумулятивный – одно из значений прилагательного - постепенно накапливаемый или накапливающийся, суммирующийся со временем

Локальный - (лат.localis) – местный, свойственный данному месту; не выходящий за определённые пределы.

Морфология(греч.morphe - форма и logos - слово)культуры- -учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.

Национальная культура -объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями.

Субкультура (суб…+cultura)— это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Креационизм (от лат. creatio, род. п.creationis— творение)—теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь),человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Экстремизм – (лат. Extremus- крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам.

Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Кнабе Георгий Степанович(1920-2011) — русский историк и культуролог, философ, филолог, способствовал развитию культурологии в России, в частности изучал античное (римское) наследие в русской культуре, занимался вопросами семиотики культуры (преимущественно современной).

Клайд Кла́кхон (1905 – 1960) —американский социальный антрополог, исследователь культуры индейцев навахо. Большую известность получила его книга "Культура: Критический анализ концепций и дефиниций"(1952) ,написанная совместно с Альфредом Кребером. Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. На русском языке вышла в 1992г.

Иллюстрации:

1.Клайд Клакхон

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите известные Вам виды культур

2. Какие виды включает в себя доминирующая культура

3. Какие характеристики имеет национальная культуры

4. Объясните понятия материальная и духовная культура

5. Приведите примеры обыденной и специализированной культуры

6. Назовите известные Вам субкультуры

7. Что относится к духовной культуре.

8. Назовите основные теории культурогенеза

 

1. Два лика культуры (специализированный и обыденный уровень)

По словам русского историка и культуролога Г.С.Кнабе «Культура относится к числу вечно слагаемых исторического бытия человека. Она… в нас и вокруг нас,… и не поддаётся точному и однозначному исчерпывающему определению и …должна, тем не менее, быть познана, если мы хотим жить в окружающем нас социальном мире не вслепую, а сознательно, с ясными и открытыми глазами»1

Культура характеризует человеческое общество, изменяется во времени вместе с ним, и так же как общество несёт в себе двуединость. С одной стороны есть неповторимая индивидуальная личность, которая живёт сообразно своему мировосприятию, со своими вкусами, привычками, потребностями. Каждый из нас имеет свои интересы и строит своё материальное положение в меру сил, способностей и желаний. С другой стороны всё, что мы делаем не отделимо от общества.

Культура отражает это двуединство общества, охватывая мир человека, воспроизводящего себя в процессе повседневной практики. Воспринимая целиком обе эти сферы, культура знает как бы два движения – движение «вверх», к отвлечению от повседневных забот каждого, к обобщению жизненной практики людей в идеях и образах, в науке, искусстве и просвещении, в теоретическом познании, и движение «вниз», к самой этой практике, к регуляторам повседневного существования – привычкам, вкусам, устойчивым стереотипам поведения, моде, быту1.

В едином поле культуры по степени специализации выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура – это такой уровень овладения знаниями, обычаями, нормами, навыками, который необходим человеку в повседневной жизни. Этот процесс называется общей социализацией.

Обыденная культура – это культура, не получившая институционального закрепления. Человек её осваивает с первых лет жизни в семье, в общении с близкими, друзьями. Он овладевает теми знаниями, навыками, стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре.

Для овладения навыками специализированной культуры одного общения с близкими недостаточно, необходима профессиональная подготовка. Составные части специализированной культуры – наука искусство, философия, право, религия.

У обыденной культуры – обыденный язык, у специализированной – профессиональные языки. Например, философская культура (специализированная — это труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире). Научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире); Религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения; обыденная —мистика, бытовая магия); Художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство). Культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама; обыденная — слухи, сплетни и т. п.). Информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек; обыденная — предания, верования); Культура межпоколенной трансляции социального опыта(специализированная — система среднего и высшего образования; обыденная —система домашнего воспитания, «дворовые» компании). Культура физического развития (специализированная — профессиональный; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм). Культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.).Культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).

В соответствии с концепцией российского ученого Э. В. Орловой 2 специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией. Трансляция осуществляется посредством сферы образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются последующим поколениям; средств массовой коммуникации, где осуществляется взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни; социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры). Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности.

На специализированном уровне привилегированной частью общества – элитой создается элитарная (высокая) культура. Эта часть общества наиболее способна к духовной творческой деятельности, и, как правило, имеет профессиональную подготовку. Высокая культура трудна для понимания неподготовленным человеком. Она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Элитарная культура художественными средствами стремится ответить на важнейшие вопросы бытия, на злободневные проблемы общества. Она характеризуется глубиной затрагиваемых социальных проблем, большой общественной значимостью, высоким профессионализмом и мастерством.

1.Основы общей теории культуры. Г.С.Кнабе

2.Учебное пособие Культурология.Хабаровск,2008

 

2.Современные трактовки понятия культура в научных текстах (классификация культуры)

Из первой лекции мы с вами знаем, что широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, и она идет в противоположность всему естественному, созданному природой. Тем не менее, многообразие применения термина предполагает его структурирование и выявление определённой классификации применяемой в современном обществе.

Слово культура может употребляться как в единственном, так и во множественном числе. В неисчисляемом варианте слово «культура» означает общее понятие, мировую культуру в целом или общечеловеческую культуру. К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира. В таком глобальном смысле о культуре можно говорить только во множественном числе, например, «вклад в мировую культуру».

Исчисляемый вариант имеет более узкое и конкретное значение, и говорит об определенной одной (локальной) культуре какого-либо общества, «культура Индии», «культура народов Севера» или «культура России». Специфические черты и особенности локальных культур объясняются различиями в географическом положении, условиями социально-исторического развития другими особенностями. Такая национальная (локальная) культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, присущая большинству членов общества, является доминирующей культурой («официальной культурой»).

Доминирующая культура может быть национальной и этнической. Национальная культура является не только совокупностью культур народов, но также различных классов, групп и слоев общества. Национальная культура имеет следующие характеристики: В ней вырабатываются общие законы, регулирующие социальное поведение, утверждается стандарт литературного языка, действует государственная система Просвещения, работает система СМИ

Распад общества на отдельные социальные, демографические, профессиональные и.т.д. группы привели к тому, что постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Таким образом, внутри национальных (локальных) культур появились так называемые субкультуры,

К субкультурам относят подростково – молодёжные организации, криминальные субкультуры (мошенники, наркоманы, проститутки), религиозные авторитарные секты («АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы»), корпоративные (профессиональные) субкультуры ( культура учёного, шоумена, шофёра), возрастные субкультуры (молодёжь, пожилые, дети).. Говорят о культуре национальных меньшинств и т. п.

От доминирующей субкультура отличается специфическим языком жаргоном), взглядами на жизнь (мировоззрением), манерами поведения походка, мимика, жестикуляция), особым стилем, предполагающим создание и поддержание определённого образа(костюм, причёска). Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны. Оно может выражаться в иной манере поведения, моде, образе жизни, мышления. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Приверженцы субкультур вступают в конфликт с существующими в обществе традициями и правилами жизни. Это явление получило название контркультуры ((от латинского conta – против), когда противоречия представителей субкультуры из пассивного состояния перерастают в экстремизм.

Таким образом, можно выделить следующие виды культуры: доминирующая (национальная и этническая), субкультура и контр культура

Для обозначения отдельных сфер деятельности употребляются понятия культура труда, культура быта, поведения, а также художественная, нравственная, политическая культура.

Культурами называют целые исторические эпохи, включающие в себя культуры разных стран и народов, складывающиеся на разных этапах человеческой истории. К ним относятся Первобытная культура, Античная культура, Средневековая, культура эпохи Просвещения, Современная культура.

К подобным культурным образованиям относят также надэтнические культурные общности, такие как христианская культура, арабская культура, западная и восточная культура, советская и европейская культура и др.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что культура действительно является сложной системой, и ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам. Причём классификация может быть разнообразной, например

· по носителю культуры: мировая (общечеловеческая), национальная, групповая, индивидуальная.

· по виду: экономическая, политическая, художественная и др.

· по временным признакам или типам: Античная, Средневековая либо христианская, европейская и др.

· по творцу: народная, профессиональная

· по форме: элитарная, народная, массовая

· по географическим признакам: Запад и Восток, Север и Юг

· по формационным признакам: каменный век, железный век

· по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий)

· по отношению к религии (светские ,религиозные)

· по связи с территорией (сельская, городская)

Приведённая классификация не является окончательной, и можно приводить новые примеры, классифицирующие культуру по определённым признакам. Одно из наиболее популярных делений в учебно-популярной литературе это деление на материальную и духовную культуры. Где, к первой относят экономический уклад общества, ведение хозяйства, орудия труда, а ко второй сферу духовных ценностей, язык, религию, философию.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1.Теоретические основы культуры

Лекция МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Два лика культуры специализированный и обыденный уровень Современные... Основная литература... Грушевицкая Т Г Садохин А П Культурология учебник для студентов вузов е изд перераб и доп...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Материальная и духовная культура
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги