рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Традиции и инновации в культуре и искусстве

Традиции и инновации в культуре и искусстве - раздел Культура, РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ Традиции— Социальное И Культурное Наследие, Передающееся От ...

Традиции— социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроиз­водящееся в определённых обществах и социальных группах в тече­ние длит, времени. Традиции включают в себя объектысоцио-культурного наследия (материальные и духовные цен­ности); процессысоциокультурного наследования; спо­собыэтого наследования. В качестве традиций выступают оп­ределенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым услови­ем их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым раз­ным областям культуры, хотя их удельный вес и значе­ние в каждой из этих областей различны; наиболее важ­ное место они занимают в религии.

Многообразие существующих в мире культур в зна­чит, мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуника­ции значительно расширяются возможности заимство­вания и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного насле­дия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют «коллективную память» обществв и соци­альных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и группо­вая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отд. группы, классы, слои обла­дают своими собственными традициями. В дифференцированных обществах существует также множество разнообразных вре­менных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве «подлинно» традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их ин­терпретаций.

Каждое поколение, получая в свое распоряжение опр. совокупность традиционных образцов, не просто воспри­нимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осу­ществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое бу­дущее, но и прошлое.

Общества и социальные группы, принимая одни эле­менты социокультурного наследия, в то же время от­вергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивны­ми (что и как традиционно принимается), так и нега­тивными (что и как традиционно отвергается).

Традиции как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру ,воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура .

Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций .

Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.

Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно.

Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры, получившая разработку в советско-философской литературе.

Культура и все её формы, в том числе и искусство, сочетают в себе инновационное и традиционное, но основой культуры всё же выступает традиция. В искусстве носителем традиции чаще всего оказывается такое явление художественной и культурной практики, как музей. Музеи (от греч museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры

Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зачаточном состоянии первое, социокультурное значение музея — научно-просветительское.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения.

В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 году до н э., была собрана коллекция естественнонаучных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу, это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эс-тетико-эмоциональное воздействие. Наиболее значительными хранилищами картин эллинистической эпохи являлись пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах, Александрийский музей (основан около 290 г. до н. э.) и Пергамская библиотека (III в. до н. э.) — крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV—XV веков. Многие состоятельные торговые флорентийские купцы и аристократы увлекались составлением коллекций монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так, на рубеже XIV—XV в. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, мюнц-кабинеты, галереи, пинакотеки. В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии.

В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Не менее важна просветительская функция музеев.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ

План... Искусство как феномен... Функции искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Традиции и инновации в культуре и искусстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Искусство как феномен культуры
Искусство— форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурс

Функции искусства
Искусство, как все феномены культуры, духовной жизни людей весьма многогранно и полифункционально. Основные функции, которые выполняет искусство в качестве специфической формы культуры, следующие:

Познавательная функция искусства
Искусство как способ познания мира наиболее ярко отражается в таких своих функциях, как - Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Платон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги