Тема 1.1. Предмет этики. Моральные нормы и требования

Этика (от греч. ήθος - нрав) или мораль (от лат. mos - нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все стимулы, определяющие нравственные проявления человека, выводятся из тех или иных общих причин, то этика является учением об основных принципах нравственности. Поскольку эти принципы открываются в самом человеческом духе, этическое исследование имеет характер психологической дисциплины. С этой точки зрения мораль сводится к учению о так называемых добродетелях, совести или сознании долга. Поскольку же моральное определяется теми или иными положениями, имеющими характер правил, с которыми должны сообразоваться человеческие действия, Э. превращается в нормативную науку о законах или нормах человеческого поведения. Область Э. этим не ограничивается. Стремление рационально обосновать человеческую мораль и вывести ее из какого-либо единого безусловного принципа приводит этическое исследование к установлению и определению самых общих этических категорий, обозначаемых обыкновенно терминами: "высшее благо ", " добро ", " долженствующее быть". Так как категории эти ставятся в то же время конечными целями человеческого или даже мирового развития, то Э. получает при этом характер учения о конечных целях. Наряду с исследованием положительных моральных ценностей, в содержание этических систем входит обыкновенно определение отрицательных принципов морали, объединяемых в общем понятии зла. Находясь в неразрывной связи с основными гносеологическими и общефилософскими проблемами и восходя в своем исследовании к самым высшим философским обобщениям, Э. входит в состав человеческого знания как одна из философских дисциплин.

Все этические построения, по содержанию избранных принципов, сводятся к нескольким основным типам или направлениям. Такие типы могут быть установлены с различных точек зрения. Этические системы называются автономными, если они выводят нравственный закон из природы самого нравственно-действующего субъекта, причем этот закон обладает одной лишь внутренней санкцией и вполне свободен от какого-либо внешнего авторитета. В противоположность этому, гетерономной моралью признается та, в которой нравственные нормы оказываются по отношению к действующему субъекту чисто внешними установлениями, обоснованными на каком-либо внешнем авторитете (например, законы государства или заповеди религии). Признание нравственных норм прирожденными человеческому сознанию или вытекающими из первичных и независимых от опыта свойств человеческой природы характеризует так называемую априорную Э. Ей противополагается эмпирическая Э., утверждающая, что все формы и проявления нравственности возникают путем эволюции, на почве пережитого опыта. Столь же основным является различие между системами индивидуализма, полагающего моральные ценности в отдельных индивидуумах, и универсализма, ставящего целью морального поведения ту или иную общественную организацию или мировое целое. С психологической точки зрения может быть различаема мораль рефлексии или рассудочности и мораль чувства.

О возникновении Э., как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Э. не создается путем теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самым фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчетно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей.

Таким образом,мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Структура морали. Имеет две относительно самостоятельные сферы:

- моральное сознание

- нравственная практика.

Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в котором особым образом выражаются основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика морального сознания выражается в соответствующих понятиях:

- добро и зло

- справедливость

- совесть

- достоинство и честь.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Исходной точкой исследования морального сознания является конкретная личность, ее внутренний мир.

Со времен античности в человеческой душе выделяли три части:

- разумную

- волевую

- чувственную.

В соответствии с этим делением можно указать три базовых компонента индивидуального морального сознания:

1-й – понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др.( рациональная часть сознания). Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ситуацию и тактику конкретных действий.

2-й – чувства, в которых аккумулируется нравственный опыт человека. Именно они переводят намерения в конкретные поступки. (1 и 2 компонента вместе образуют моральные убеждения личности).

3-й – воля – проявляется в стойкости, решительности и готовности совершить те или иные поступки.

Общественное моральное сознание включает в себя

- обыденное сознание

- теоретическое сознание.

Первое – стихийно возникло ещё в первобытном обществе. Второе – складывается постепенно с разделением труда на физический и умственный и с появлением представителей профессионально изучающих проблемы нравственной жизни общества.

Нравственные чувства и представления проявляются в действиях людей, которые и есть нравственная практика. Её специфика выражается в следующем: В процессе Н.П. воплощаются нравственные ценности человека.

Нравственные отношения между людьми возникают не стихийно, а сознательно. Нравственные отношения не существуют сами по себе а являются составной частью различных общественных отношений.