Культура и личность

Проблема взаимоотно­шения К. и Л., определяющая, как и почему К. и Л. неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспек­та: 1) в К. формируется определенный тип Л. Общее историческое прошлое, коллективная историческая память, пространственно-временные модели, мифоло­гия, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, образцы и нормы деятельности, биосоциальный опыт, особенности географического пространства, специфи­ка социальных институтов, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, исторические традиции в науке, тех­нике и искусстве, этические и эстетические идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т. д. — факторы, влияющие на формирование Л. в К.

2) Л. воссоздает, изменяет, открывает новое в К. Без Л. нет К., так как Л. не только движущая сила и создатель К., но и главная цель ее становления.

Без Л. невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов К. Началом подлинной истории че­ловечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Человек стал созда­вать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь со-творцом истории. Опосредо­ванная связь одного человека с другими через про­дукты культуры, опыт и знания — основа становления человеческой К. и истории. В коллективной жизни людей наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных культурных миров, но возможно это только с учетом истории К. всего рода человеческого. К. тво­рится в совместной деятельности людей по обновле­нию жизни, в понимании ответственности перед все­общим, в самоотдаче личности. Творчество — создание новых образов, знаний, изобретений, средств общения, ценностей и т. д., обновление бытия в К. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие Л., со­провождающееся развитием К. Проблемный вопрос – когда в истории появляется личность? Был ли гомеровский грек личностью? Может ли потребитель современной массовой культуры считать себя личностью? Не является ли инволюция (развоплощение) личности неизбежным следствием процесса глобализации?