(От греч. empatheia — сопереживание) — категория, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние.
Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту : тестовые задания
Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»
1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. Методы культурологического исследования.
2. Культура как предметообразующая сфера культурологии. Этимология и генезис понятия культуры. Первое научное определение понятия «культура».
3. Морфология культуры: сферы и формы культуры. Основные функции культуры.
4. Проблема цикличности и линейности в развитии культуры. Историческая (линейная) типология культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса.
5. Локально-типологическое рассмотрение культуры (Н. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Культура и цивилизация. Цивилизация как закат культуры.
6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Психоаналитические концепции культуры З. Фрейда, К.-Г. Юнга. Концепция социокультурной динамики П Сорокина.
7. Понятие культурогенеза. Основные этапы становления человека и первобытной культуры. Культурные инновации в ходе палеолитической и неолитической революций.
8. Миф как ядро первобытной культуры. Синкретизм, генетизм, символизм как характерные черты мифологического мировоззрения.
9. Искусство как зеркало культуры. Место искусства в культуре на различных этапах ее развития. Функции искусства. Виды искусства.
10. Специфика художественного образа. Понятие жанра, художественного стиля.
11. Историческое происхождение, различные определения термина «религия». Две парадигмы относительно места религии в культуре.
12. Религия как социальный институт. Функции религии как феномена культуры.
13. Ранние формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магизм.
14. Характеристика мировых религий как религий личностного спасения. Роль пророка в развитии общества.
15. «Восток» как понятие культурологии. Возникновение цивилизаций Древнего Востока. Особенности их развития, их место и роль в культурной эволюции человечества.
16. Многообразие культурных традиций: конфуцианско-даосистский тип культуры; индо-буддийский тип; исламская цивилизация и культура (по выбору студента).
17. Место и роль России в мировой культуре. Характеристика основных этапов развития культуры России.
18. Национальный характер и менталитет. Три силы, сформировавшие русский национальный характер.
19. «Запад» как понятие культурологии. Специфика западного типа культуры, основные исторические этапы ее становления.
20. Античность как основа европейской культуры. Греческие «пайдейя» и «калокагатия» как воспитание и идеальное сочетания гражданских достоинств.
21. Становление личности нового типа в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование новых культурных норм и ценностей.
22. Рождение новоевропейской науки. Характеристика научного знания. Понятие научной картины мира. Структура и функции современной науки.
23. Культура и цивилизация. Э. Тоффлер о трех волнах цивилизации.
24. Культура и общество. Массовая» и элитарная культуры. Субкультура и контркультура.
25. Культура и личность, проблема их взаимоотношения.
26. Культурная значимость морали. Происхождение нравственности.
27. Этика и этикет как внутреннее содержание и внешнее выражение культуры общения. 28. Модерн и постмодерн. Особенности культуры постмодернизма.
28. Культура и глобальные проблемы современности.
29. Проблема сохранения единства мировой культуры и своеобразия региональных культур, в т.ч. уникальности русской культуры.