Методы философского исследования

Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем конкретно-научные, методов. Метод – это систематизированная и последовательная совокупность приемов, средств и процедур, которые обеспечивают достижение цели в практической деятельности или познании. Сама проблема метода возникает и сознательно анализируется именно в философии.

Пристальное внимание этой проблеме уделяется уже в древности. Сократ, а прежде всего Платон, разработалт диалектический метод диалога, который обеспечивал достижение истины путем приведения к противоречию выводов оппонента его первоначальному тезису.

В Новое время проблема метода в философии приобретает особую актуальность. Ф.Бекон стал основателем новоевропейского эмпиризма и создателем индуктивного метода. Французский философ Рене Декарт открывает рационалистическую традицию в новоевропейской философии. Проблема метода занимает важное место в философии Канта и Гегеля. Не снимается с повестки дня эта проблема и в постклассической философии. Результатом всех этих усилий стали две идеи: одна утверждает рефлексийный характер философского познания, а вторая выступает обоснованием соответствия метода предмету познания, что только и обеспечивает адекватность и результативность познавательной деятельности. Это означает, что предмет философии постигается только разумом, его нельзя зафиксировать в эксперименте, представиць в чувственной форме. А потому и методы его постижения должны быть специфическими.

Исторически сложились и широко применялись в философии два основных метода: диалектический и метафизический. В своей развитой форме диалектический метод представляет собой систему принципов, категорий и законов, которые обеспечивают содержательное отображение предмета в его динамике. Движение, измен7чивость, развитие как результат внутренней противоречивости всего сущего – вот основа диалектического метода. Он требует рассматривать мир и отдельные явления как взаимосвязанные и зависимые друг от друга. Критицизм является существенной чертой этого метода. Он дает возможность осмыслить мир как разнообразие единства, в котором противостояние отдельного не ведет к уничтожению единства, а побуждает к развитию, к рождению нового качества в границах этого единства. Эвристические возможности этого метода распространяются не только на объективную реальность, но и на творческое мышление, что придает ему универсальный характер.

Метафизический метод сформировался и приобрел широкое применение в новоевропейской науке и философии. Точнее говоря, он возникает в новом экспериментальном естествознании, основой которого была механика. Ее успехи, строгость и аподиктичерсть ее знаний привели к абсолютизации методов механики и переносу принципов механистического естествознания в мировоззрение и философскую методологию. Сфрмировался этот метод на той стадии развития науки, когда перед нею стоЯла задача накопления фактов. Для этого отдельные предметы необходимо было «вырвать» из их связей и рассмотреть такими, какими они были сами по себе, вне этих связей и отношений. Вот почему метафизический метод направляет познание на конкретные единичные предметы, никак между собой не связанные, изолированные друг от друга, статичные. Если метафизика и признает изменчивость и развитие, то только как изменение места в пространстве под воздействием внешних сил, как простое увеличение или уменьшение. Отсюда односторонность метафизических выводов, их ограниченность, ориентация познания на фиксацию неизменной природы вещей,их устойчивости. Поэтому когда наука перешла от констатации фактов к выявлению и изучению причин изменчивости и развития, то сразу же стала очевидной ограниченность этого метода и рост популярности диалектики.